H
H e
S L n s
с

В школах не учат работать с информацией?

В школах не учат работать с информацией?

Фото: pixabay.com

Читайте нас в Новости Яндекс Дзен

Это очень забавно – читать учебники, по которым учатся наши дети. Еще забавнее – изучать школьную программу. Точнее, это было бы забавно, если бы программа была отдельно, а дети – отдельно.

И если бы мы могли относиться к ней умозрительно, по принципу: «Надо же, какую странную кракозябру придумали – хорошо, что в нашей жизни ее нет».

А в нашей жизни она есть. Родители первоклассников, второклассников, восьмиклассников и даже одиннадцатиклассников жалуются на то, что в школьной программе детям приходится изучать (я сейчас подберу максимально лояльный синоним) – «какую-то ерунду».

Нет, пожалуй, родители одиннадцатиклассников не жалуются. К выпускному классу школа уже отстаёт от человека и позволяет ему изучать лишь то, что действительно нужно для подготовки к экзаменам, которые он выбрал.

Но все остальное – поток информации. Зачастую – ненужной.

Если уж честно, я школу очень хорошо понимаю. Ей сейчас трудно как никогда. За последние 10 – 20 лет человечество (по крайней мере, то человечество, что пользуется интернетом) принципиально изменило свое отношение к информации. Данные сами по себе перестали быть ценностью. Я, например, не помню дат начала и окончания Столетней войны. Но если вдруг они мне потребуются – буду их знать ровно через секунду после возникновения такой потребности.

Или точную цифру населения России.

Или теорию становления идентичности Эрика Эрикссона.

Или что-нибудь еще.

Главное – не знать информацию, а знать, где ее найти и что с ней делать. Анализ, синтез, обобщение – вот это вот мыслительное «всё», которому научить сложнее, чем датам. Но которому учат только хорошие учителя – порой на основе школьной программы. Можно сказать, учат по велению души.

Программа же в целом настоятельно рекомендует информацию: побольше да пожирнее. Но, поскольку всю информацию, что есть в мире, в растущего человека не впихнешь, программа выбирает из этого объема отдельные куски. Причем принцип подбора этих кусков – «исторически сложилось».

Например, дети изучают фотосинтез, но не изучают принцип действия инжекторного двигателя. Казалось бы, почему? Чем фотосинтез важнее движка? Ну реально: если машины есть практически у всех, может быть, для общего развития узнать, как они устроены?

Не надо узнавать? А фотосинтез – надо?

Или, например, логика. Если уж мы говорим, что у детей с логикой тяжело (с ней и у взрослых тяжело: многие люди могут обладать кучей дипломов о высшем образовании и в то же время классифицировать яблоки на «красные и кислые»), то почему бы не дать им возможность в логике попрактиковаться? В чистой классической логике.

«Все хрюндики – черные, некоторые блюмбики – зеленые. Саша – блюмбик. Зеленый ли он? А Вася – черный. Он хрюндик?»

Вы быстро правильный ответ дадите?

Саша – может быть зеленый, а может, и нет. Потому что лишь некоторые блюмбики – зеленые и неизвестно, попадает Саша в эти «некоторые» или нет.

А Вася – тут тоже непонятно. Мы, конечно, знаем, что если уж ты хрюндик, то – черный, но нам никто не говорил, что, если ты черный, непременно будешь хрюндиком. Может, есть еще какие-нибудь зюндики – и те тоже черные?

Это, кстати, про критичность мышления.

Из того же самого благословенного интернета (откуда мы сейчас черпаем все, что только можно черпать) и из не менее благословенного телевизора на нас сваливаются гигабайты информации, которой мы рефлекторно верим.

Не проверяя источник.

Не сопоставляя факты.

Не делая выводы.

«Умирает 11-месячный ребенок, срочно нужна кровь» (где умирает? Почему кровь нужна срочно, если ее на станциях переливания крови – в достатке?)

«Профессор Знаменский: «Закаливайте детей, обтирая им ноги влажным полотенцем» (Кто такой профессор Знаменский? Исходя из чего он сделал такой вывод? Почему ноги, почему обтирать, почему мокрым, почему полотенцем?)

«Вот у меня однажды так колено болело, я его намазала мазью «Ромашка», и все прошло» (Почему болело колено? Поможет ли мазь мне, если у меня ушиб? А если растяжение? А если разрушается сустав? А может, дело было не в мази, а в одновременно с нею принятой таблеткой обезболивающего?)

Бездумно верить тому, что написано – все равно, что играть в русскую рулетку. Иногда вам повезет. А иногда – нет.

Вы ведь тоже поверили, что я – эксперт в школьных программах? Раз я про них сейчас написала – наверняка же эксперт?

Вовсе нет.

Я никогда не работала в образовательном учреждении.

Я никогда не изучала школьную программу как исследователь.

Более того: ни один из моих сыновей сейчас даже не учится в школе.

Так имею ли я право говорить о том, что в школе не учат работать с информацией? А?

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров
Своих не бросаем

Производство блиндажных свечей для бойцов СВО организовали в реабилитационном центре в Дзержинске :: Более полумиллиона рублей гуманитарной помощи военным собрали волонтеры из Городца :: Более 15 тонн гуманитарного груза отправили из Нижегородской области в Харцызск :: Городецкие активистки шьют для прифронтового госпиталя постельное бельё и одежду для раненых :: Нижегородцы отправили гуманитарный груз с телевизорами для детей-беженцев из Соледара :: Автозаводцы отправили очередной груз военнослужащим в зону спецоперации:: Нижегородские волонтёры организовали производство в поддержку бойцов СВО :: 200 семей с детьми в Луганске получат одежду, стройматериалы и продукты из Арзамаса :: Военнослужащим дзержинцам переданы в дар животные для подсобного хозяйства :: Нижегородский писатель Захар Прилепин отправился на СВО :: Судебный пристав удочерила сестер-близняшек из ДНР в Перевозском районе :: Более 1000 детских шапочек закупила неравнодушная нижегородка для детей Донбасса :: Врач-травматолог из Нижнего Новгорода рассказал, как спасал жизни в Херсонской области :: Нижегородцы собирают гуманитарную помощь для жителей освобожденного Соледара :: Семья Рубановых из Нижнего Новгорода передаст свой автомобиль «Нива» бойцам СВО :: Тренировочные сборы для спортсменов и тренеров спортшкол ДНР проходят в Городецком районе :: 350 нижегородцев выстроились в фигуру самолета в Парке Победы в память о погибших в СВО летчиках :: 77-летняя нижегородка организовала сбор гуманитарной помощи среди жителей трех поселков :: Нижегородская епархия отправила подарки на Рождество военным из Донбасса :: Врач из Нижнего Новгорода провел первую высокотехнологичную операцию в Херсонской области :: Нижегородцы поздравили детей Харцызска с наступающим Новым годом :: Команда проекта «Мост дружбы» побывала в Харцызске :: Новогодние сладкие подарки из Дзержинска пришли в детские дома Донецкой Народной Республики :: Более 1 млн рублей собрали жители Городца на помощь российским солдатам :: Две новые «ГАЗели» доставлены в зону СВО из Нижнего Новгорода :: Нижегородские ветераны передали солдатам новогодние подарки :: Нижегородские ортопеды поставили на ноги следователя из Донецка :: Учащиеся школы-интерната для слепых и скауты передали новогодние подарки для ребят из Донбасса :: Двадцатая партия гуманитарного груза для Донбасса отправлена из Нижнего Новгорода :: Нижегородские красавицы помогают военнослужащим :: В Нижнем Новгороде состоялся благотворительный матч в поддержку участников СВО :: Нижегородцы собирают новогодние подарки солдатам :: В Заксобрании проводили сотрудника Олега Андерсона в зону СВО :: Судебные приставы навестили раненых бойцов в госпитале Нижнего Новгорода :: 20 тонн гуманитарной помощи собрали сотрудники социальной сферы и нижегородцы в поддержку участников спецоперации :: Мемориальные доски в память о погибших в спецоперации появятся в Нижнем Новгороде :: Участники СВО поблагодарили нижегородцев за письма поддержки :: Мемориал «Галерея Героев» открылся в Княгининском университете :: В Нижнем Новгороде прошел митинг-концерт в поддержку российских военных :: Олег Лавричев и Татьяна Скоробогатова встретились с мобилизованными нижегородцами в Курской области :: Десять пар шерстяных носков для мобилизованных связал житель Первомайского дома-интерната :: 150 аптечек и продукты собрали в Автозаводском районе для мобилизованных :: Из Нижегородской области в зону СВО отправили уникальный бункер для бойцов :: Семьи из Донбасса побывали на концерте Камерного оркестра Игоря Лермана в Нижнем Новгороде :: Гастроли донецких театров стартовали в Нижегородской области :: Военнослужащий из Дзержинска спас боевых товарищей под обстрелом около Лимана :: 32 машины с гуманитарным грузом отправили нижегородские активисты Народного фронта в помощь военным :: Нижегородки шьют и вяжут для мобилизованных :: Жители Выксы шьют сумки-аптечки для участников спецоперации :: Девять нижегородских семей усыновили 24 ребенка с Донбасса :: С помощью вовремя доставленного дефибриллятора из Нижнего Новгорода в Донецке спасли жизнь человеку ::