На днях депутаты Гордумы в очередной раз обсудили состояние ливнёвок в городе. Вернее, их отсутствие. Ливневые сети Нижнего Новгорода изношены на 90 процентов. Из-за этого любой сильный дождь оборачивается стихийным бедствием – затопленными улицами и оползнями.
«Мы живём от ливня к ливню», – описал ситуацию один из депутатов Гордумы. И если в ближайшее время не предпринять серьёзных мер по спасению ливнёвки, Нижний Новгород может её попросту лишиться.
Однако денег на изменение ситуации у города пока нет. Где и как собираются их добывать нижегородские власти?
Деньгами не пахнет
Первый же ливень в этом году превратил Нижний Новгород в мутноватую Венецию – улицы затопило водой по крыши автомашин.
– Мы расчистили хозспособом русло речки Ковы и обеспечили более или менее проходную трубу, которая на самом деле находится не в самом хорошем состоянии. После этого прошло два достаточно интенсивных дождя, которые не создали неприятностей нижегородцам, – рассказал заместитель мэра Дмитрий Сивохин. – Что касается этого года, для того чтобы по-хозяйски привести в порядок существующие сети, нам необходимо 137 миллионов рублей.
Коммунальный помощник
Не можете добиться ремонта в доме, внезапно отключают воду или свет, с контейнерной площадки не вывозят мусор — расскажем, как заставить коммунальщиков работать.
На самом деле проблемы с ливнёвкой в Нижнем Новгороде гораздо сложнее, нежели простые засоры. На один квадратный метр городской площади приходится 0,93 км ливневых сетей при норме 4 км. То есть город обеспечен инфраструктурой меньше чем на четверть.
Но даже на содержание этого минимума в городской казне не хватает денег. По словам главного инженера муниципального предприятия «Инженерная защита города» Сергея Степанова, в прошлом году на поддержание и ремонт ливнёвки из городского бюджета выделили 32,3 млн рублей, а в этом – 26,2 млн. В шесть раз меньше от потребностей. И это при том, что 90 процентов сети ливневой канализации находится в предаварийном состоянии.
– На поддержание существующей сети в рабочем состоянии требуется около 170 миллионов рублей в год, – рассказал Сергей Степанов. – При таком диссонансе финансирования состояние сетей, естественно, будет ухудшаться.
Когда-то в нижегородской «Инженерной защите» трудились 450 человек, была необходимая техника и все работы осуществлялись собственными силами. После реструктуризации, которую в 2006 году провёл мэр Вадим Булавинов, в штате осталось 45 специалистов. Из них ливнёвками занимаются всего восемь. «Инженерной защите» отвели роль заказчика, а работу переложили на подрядчиков. Результат такого подхода налицо.
Отцы и сети
Проблемы ливнёвки активно обсуждаются городскими властями последние лет 20. За это время не было построено ни одного километра сетей.
В 2014 году Водоканал разработал пару схем развития ливнёвки. Создание новой системы оценили в 30 млрд рублей. Но выбрали более бюджетный вариант стоимостью 9 млрд рублей, который предполагал соединение ливневой канализации с общей системой сточных вод. Проект хотели реализовать в 2017-2018 годах. Но вскоре свой пост покинул гендиректор Водоканала Александр Байер, а за ним и глава Нижнего Новгорода Олег Кондрашов. О программе забыли.
Из-за проблем с ливнёвками в 2018 году Нижний Новгород даже прославился на весь мир. Тогда затопило улицу Ковалихинскую, и охранник отеля Hilton по пояс в воде на руках выносил девушек из затонувших автомобилей. Кадры облетели все мировые СМИ. Тогда спешно прочистили русло речки Ковы, куда стекают дождевые воды с половины верхней части города.
Но этой меры хватило ненадолго.
Два года назад появилась идея отдать городскую ливнёвку в концессию Нижегородскому водоканалу. Владимир Панов, на тот момент мэр города, обещал, что существующие сети ливнёвки будут отремонтированы в 2019 году, а к 2025 году построены новые. Создание единой полноценной системы он оценил в 20 млрд рублей. Но Панов сменил кресло мэра на спецпредставительство по Арктике в госкорпорации «Росатом», а проект забуксовал.
По мнению бывшего мэра Нижнего Новгорода, а ныне депутата Заксобрания Юрия Лебедева, необходимо всерьёз заняться возрождением инженерной защиты города.
– Надо организовать общегородскую программу возрождения ливнёвок, – считает Юрий Лебедев. – Причём не следует далеко загадывать – мол, к 2030 году всё сделаем. Возьмите два-три года и скажите людям конкретно: за два года мы сделаем ливнёвку, например, на Ковалихе и Мещерке. Пусть это будет немного, но люди увидят, что поезд тронулся.
По подсчётам мэрии, для приведения в порядок существующих сетей необходимо 137 млн рублей.
Кроме того, разрабатывается программа комплексной реконструкции и развития ливневых сетей.
Городская администрация обратилась с просьбой о финансовой помощи к областному правительству.