Site icon Нижегородская правда

Разбираемся, почему российскую медицину до кризиса довели критики Путина

госпиталь в Нижнем коронавирус военный минобороны

На фоне нынешней эпидемии в российской общественной среде разгорелся большой спор о российской медицине и её проблемах. Так, с очень горячей критикой недавно выступил видный российский либерал, бывший член правительства Егора Гайдара эпохи начала 90‑х годов экономист Андрей Нечаев.

По его словам, наша медицина якобы сегодня ни на что не способна, и виноват в этом исключительно президент Путин и его майские указы от 2012 года:

«Один из майских 2012 года указов президента предписывал рост средней зарплаты в здравоохранении на 200% к 2018 году. Ради его выполнения Минздрав и региональные власти сократили численность врачей, а особенно среднего и младшего медперсонала. Оставшимся расширяли фронт работ и переводили на несколько ставок. Это позволяло показать на бумаге большие зарплаты».

В результате, по словам Нечаева, с 2013 по 2019 годы число младших медработников сократилось почти в три раза. Из врачей в первую очередь сокращали специалистов «узкого профиля». Так, инфекционистов по сравнению с 2011 годом стало меньше на 10% – сейчас в России их всего около семи тысяч. А ещё, указывает Нечаев, «со времён СССР в 2,4 раза сократилось число коек инфекционного профиля – со 140 тысяч в 1990 году до 59 тысяч к 2019. Уже на старте эпидемии это привело к дефициту медиков и нечеловеческим условиям их работы…».

С одной стороны, всё вроде сказано правильно – и насчёт неуклюжих исполнений майских указов, которые действительно привели к тому, что зарплаты медикам повышали за счёт их численного сокращения и насчёт безумной ликвидации коек в медицинских учреждениях…

Смущает только одно обстоятельство – господин Нечаев вдруг вступился за медицинскую систему Советского Союза, якобы разрушенную майскими указами. Между тем именно он, Нечаев, является одним из идеологов разрушения этой советской системы! Так что его сегодняшняя «защита» выглядит по меньшей мере странной…

Дело всё в том, что пресловутая оптимизация медицины, при которой случилось всё, о чём говорил Нечаев (плюс фактическая ликвидация низовой медицинской помощи, особенно в российской глубинке), началась вовсе не при Путине, а гораздо раньше. Как раз при деятелях типа Гайдара и того же Нечаева, которые уже в начале 90‑х годов мечтали реформировать советскую медицину по западному образцу – по замыслу либералов она должна стать полностью платной, а что в ней является с точки зрения рынка «убыточным», то должно быть ликвидировано.

И «медицинская реформа» стартовала. Начали её чётко по рецепту большого друга Нечаева, великого приватизатора Анатолия Чубайса – это когда нужное предприятие специально доводят по кризисного состояния, чтобы потом его либо продать за бесценок, либо вовсе ликвидировать за «коммерческой ненадобностью». В отношении медицины это выразилось в её регулярном и страшном недофинансировании. Именно при Гайдаре (с 1990-го по 1994‑й годы) отечественная медицина стремительно скатилась из позиций «самой лучшей в мире» к уровню отсталых азиатских стран. Вот что вспоминают об этом сами медики:

«В 90‑е в больницах не было еды, не хватало лекарств. Врачи и медсёстры то и дело не приходили на работу – то бастовали, то были на подработках. Часто зимой не было отопления, отключали свет и воду. Был случай, когда одна больница другой одалживала пакет сухарей, чтобы хоть чем-то накормить голодных пациентов. Спасали пациентов только родственники, которые постоянно приносили чистые вещи и постельное белье, приносили в больничные палаты электрические плитки и готовили еду. Чтобы хоть как-то согреть помещение, приносили из дома бытовые обогреватели… Социальный статус врачей вообще опустился до самого низкого уровня…».

К сожалению, этот развал не закончился после отставки Гайдара-Нечаева. Продолжился он и при Владимире Путине, который совершил большую ошибку, оставив медицину в управлении либерального блока правительства. Именно этот блок, доведя российскую медицину до фактической катастрофы, в 2010 году приступил к её «оптимизации». Это был второй этап либеральных преобразований, по итогам которого количество больниц в России уменьшилось в два раза, количество поликлиник за тот же период снизилось на 12,7%. Специалисты отметили, что в случае сохранения таких темпов закрытия (примерно 353 больниц ежегодно), «к 2021 – 2022 годам количество медучреждений в стране достигнет трёх тысяч, то есть уровня Российской империи в 1913 году».

Спохватились в прошлом году, когда в российских регионах забили тревогу, и на официальном уровне оптимизация была признана провальной и не отвечающей интересам страны. Как говорится – лучше поздно, чем никогда – особенно в условиях пришедшей сегодня эпидемии, которой противостоит главным образом «недобитая» советская санитарно-эпидемиологическая медицинская служба.

Что же касается критики Андрея Нечаева, то это вовсе не критика, а только демагогия со стороны человека, играющего в «оппозицию» и пытающегося набрать себе политические очки. Такие, как Нечаев, на деле являются одними из главных виновников медицинского кризиса. И очень хочется надеяться, что они однажды сполна ответят за свои дела – и не только морально…

Exit mobile version