Алексей Матошин: «Я очень не люблю современные классические костюмы»
Газета "Нижегородская правда" №21 от 12.04.23
Подписка на газетуАлексей Матошин – один из самых популярных театральных и киноактёров страны. Больше 20 лет он работает в знаменитом московском Театре на Юго-Западе, где сыграл множество знаковых ролей. Хорошо знаком он зрителям и по сериалам. Недавно на Первом канале вышел проект «Шпион», где Алексей сыграл главную роль – его герой сошёлся в интеллектуальной битве с нашим земляком Сергеем Безруковым. Для Матошина Нижний – тоже город почти родной. Свою карьеру он начинал в театре «Комедiя», о котором и сейчас вспоминает с теплом и благодарностью. О том, как судьба привела мальчика из Томского села Кривошеино в Нижний, а потом и в громкие столичные проекты, Алексей рассказал «Нижегородской правды».
Мечты
– Алексей, ваш путь в кино и театр – череда событий из разряда не благодаря, а вопреки. На ваш взгляд, что же стало началом всего? То, что ваша мама-бухгалтер для души работала в народном театре или школьный педагог по внеклассной работе, который рекомендовал вам поступать в театральный?
– В детстве я не мечтал стать артистом – хотел стать космонавтом. А если уж не космонавтом, то трактористом! Очень хотел жить в деревне, иметь свой дом, корову, свиней, баранов. Но в конечном счёте благодаря нашему педагогу мы побывали на фестивале детских и юношеских программ, я был ведущим и увидел, как это круто – быть на сцене, и люди тебе аплодируют. Так всё и началось.
– Как случилось, что после окончания Екатеринбургского театрального института вы попали в наш театр «Комедiя»?
– В общаге института мы – я и мои друзья Андрей Санников и Сергей Полынский – все годы жили в одной комнате. И вместе играли в выпускном спектакле – гоголевской «Женитьбе» – женихов Жевакина, Яичницу и Анучкина. Втроём нас и звали в разные города приехавшие на экзамены режиссёры. И когда известная нижегородская актриса Ольга Удалова, которая нас поразила, восхитила и удивила, рассказала нам о Нижнем Новгороде и театре «Комедiя», мы выбрали его. Новое здание театра только открылось, и буквально сразу приехал Валерий Белякович – ставить «Сон в летнюю ночь».
– Да, этот спектакль открыл новую эпоху в истории театра! Чем же он и наш театр стали для вас?
– Я до сих пор называю его «свой театр». Проработал в нём всего один сезон, но такое ощущение, что прожил там лет двадцать. За этот год в моей жизни произошло колоссальное количество событий. Я до сих пор люблю этот театр, его людей, которые мне стали родными.
Как-то поймал себя на мысли, как я скучаю по этой сцене, поэтому с радостью приезжаю вновь и вновь. Если зовут на съёмки в Нижний – всегда соглашаюсь.
А недавно нас позвали на юбилей «Сна», и сыграть его здесь вновь было здорово. «Сон» – удивительный спектакль, особенно если его режиссёр – Валерий Белякович. Помню, тогда он меня поразил всем. Пришёл не в костюме и галстуке, а в бейсболке задом наперёд и порванной майке, шутил и разговаривал с актёрами на равных, советовался. Такого мы не видели никогда.
– В чём, на ваш взгляд, секрет этого спектакля, который поражает ещё и своим долголетием, идя на сцене по сей день?
– Валерий Романович очень любил переписывать пьесы, а мы наивно выучили текст «Сна» и были в шоке, когда увидели его текст. Он был абсолютно осовременен. «Сон» сейчас идёт и в Театре на Юго-Западе. Это капустник, который даёт возможность артистам развлекаться и попробовать на сцене всё!
– Спектакль «На дне», в котором вы играли Ваську Пепла, стал событием в Нижнем Новгороде. Именно после него Белякович пригласил вас в Москву, в свой театр. Сегодня в вашем театральном репертуаре Ромео и Рогожин, Клавдий и граф Дракула, Иешуа и Левий Матвей. А какие роли стали для вас, как сейчас говорят, знаковыми?
– Я не разделяю роли на знаковые и не знаковые. Любая – маленькая жизнь. Был спектакль «Комната Джованни», который запомнился мне на всю жизнь, потому что это была мечта Беляковича. И когда ты воплощаешь мечту своего режиссёра, это круто! Жаль, что он не успел осуществить вторую свою мечту – «Лолиту».
Стечение обстоятельств
– Что же привело вас в кино? Это совсем другой мир, не похожий на театр. Как вам удалось так быстро в него влиться и сыграть за 20 лет в кино более 100 ролей?
– Стечение обстоятельств. Я никогда не хотел сниматься в кино. Меня всё устраивало в театре. Я нашёл своего режиссёра, переиграл весь мировой репертуар. И вдруг меня кастинг-директоры увидели в спектакле, позвали на пробы и утвердили. В том сериале был занят Леонид Каневский, а сыграть со звездой такой величины – мечта любого артиста.
У меня тогда было 25 спектаклей в месяц, и пришлось заменяться во многих, чтобы попасть в проект, после которого я увидел, что, отработав пять съёмочных дней в кино, я получу столько же, как за месяц в театре. А у меня тогда родился первый ребёнок Гришка, я стал сокращать спектакли, чтобы была возможность быть с ребёнком. А кино дало мне возможность содержать семью. Теперь у меня есть и театр, и съёмки. И я стараюсь ни от чего не отказываться!
Да и все фильмы для меня – работа, которую я люблю. Не зря же говорят: найди работу, которая тебе по душе, и ты не будешь работать ни одного дня. Я получаю колоссальное удовольствие от кино.
– Очень интересно было увидеть вас в исторических и костюмных фильмах. Фаворит императрицы Анны Иоановны Бирон в «Елизавете», капитан Арнольд в «Этерне», исторический детектив «Безсоновъ». Насколько это увлекательно – погружаться в мир иных эпох и привыкать к костюмам, таким неудобным с точки зрения человека XXI века?
– Это очень круто. Очень люблю играть в кино не наше время, потому что в 90% фильмов приходится играть наших современников. Поэтому мне очень нравятся костюмные фильмы, фэнтези. Моя мечта – сняться в фильме ужасов. А костюм… Вот вышла лента «Шпион», где я играю Климова, который носит костюм. Для меня это гораздо проблематичнее, чем костюм Бирона. Я очень не люблю современные классические костюмы!
– Сериал «Шпион» стал чемпионом по просмотрам. Он действительно сделан с чувством, без излишней пальбы и суеты. Легко ли быть на экране таким другом-врагом всеобщего любимца Сергея Безрукова?
– Благодаря нашему театру я научился тому, что работаю с партнёром, а не с медийной или не медийной личностью. Безруков, конечно, знаковый артист, было очень страшно первую смену. А потом, как на всех съёмках, ты знакомишься и понимаешь – твой человек или не твой. Безруков оказался моим. Мне с ним было колоссально комфортно и было чему поучиться. Это потрясающий артист и очень тактичный профессионал, который занимается работой, а не продвижением себя. И чувствуешь, что ты – равноправный партнёр. Я понимаю, что по сравнению с ним я – молодой артист, но я пытаюсь тянуться.
Гамлет вместо колыбельной
– Кто для вас главный критик? Жена, сын с дочкой? И читали ли вы им сказки по ролям, превращаясь в разных героев?
– Главный критик – я сам. Я очень редко нравлюсь себе. А жена и дети всегда мной восхищаются. Я смотрю на экран и думаю: «Господи, какое ты г…, Матошин, а подходит моя мелкая Дашка и говорит: «Папа, папа, тебя по телику показывают, ты такой красивый!». И тут думаю: раз дочке нравлюсь, значит я красивый!
А по поводу сказок – когда Гришка был маленьким, он был очень проблемным ребёнком. Мы ночами не спали, я приезжал со смены, сменял жену, возился с ним и, перепев все баю-баюшки-баю, читал свои роли из спектаклей и заметил, что музыка Шекспира убаюкивает. Я тогда ещё играл Ромео, знал текст наизусть и ему читал по ролям. А потом и «Гамлета»!
– Что даёт вам вдохновение и возможность не утонуть в водовороте ваших театральных и киногероев и приходить домой не Клавдием или Дракулой, а счастливым и любящим отцом Алексеем Матошиным?
– Мои дети, моя жена, мои родители. Я всегда разделяю работу и личную жизнь. Когда я слышу, что говорят: я живу сценой, – это сумасшествие. После команды «Стоп, снято!» или аплодисментов в театре персонаж заканчивается, и начинаюсь я. Домой приходит не Дракула, а Алексей Матошин. Сын и дочка ждут папу, хотят со мной поговорить, и это – самое главное. И очень важно, когда они и жена ждут тебя дома!