Анатолий Сивушов: «Мы не ожидали, что герои «Бригады» получатся настолько обаятельными»
Газета "Новое дело" №38 от 29.09.2022
Подписка на газетуШумный успех сериалу «Бригада» пророчили ещё до выхода на экраны. Ожидания оправдались на все сто. Сериал «Бригада» удался на славу. Тут тебе и оригинальный сценарий, и удачный актёрский ансамбль, и блестящий Сергей Безруков в главной роли, и дорогущие спецэффекты, и первоклассная пиротехника. В итоге история о криминальных буднях вчерашних рэкетиров снискала невероятную популярность. Как родилась идея сериала? Почему Безрукова поначалу не хотели в нём снимать, были ли у героев реальные прототипы? Об этом и о многом другом в канун 20-летия сериала мы и поговорили с его главным продюсером Анатолием Сивушов.
Белым по чёрному
– Как вообще родилась идея снять сериал «Бригада», который по тем временам был достаточно революционным, неожиданным и многими был воспринят даже с некоторым испугом?
– Идея родилась в голове трёх друзей – Александра Сидорова, Александра Веледенского и Игоря Порублёва. Все они сегодня в кино – люди достаточно известные и заслуженные. Но тогда это был их дебют после окончания высших курсов сценаристов и режиссёров.
А накануне мы разговаривали с Иваном Дыховичным и Александром Иншаковым (он тогда был президентом Ассоциации каскадёров), о том, что хорошо бы снять кино, нахально повторяя некоторые моменты из «Крёстного отца», «Однажды в Америке», чтобы подчеркнуть, насколько похоже то, что сейчас происходит в России, с тем, что происходило в Америке в те годы.
И вот так получилось, что чуть ли не через несколько дней после этого разговора ко мне пришёл Лёша Сидоров с этой идеей.
Я показал её продюсеру «России» Александру Акопову, и он её очень быстро утвердил. Я был удивлён: такого в моей жизни не было, чтобы я пришёл на канал «Россия», поговорил с генеральным директором и через час он мне сказал, что готов завтра подписать договор.
– Насколько известно, именно вы настаивали на кандидатуре Сергея Безрукова на роль Саши Белого, а режиссёр был против.
– Когда запускался этот проект, мне приходилось отстаивать две ключевые фигуры. Первая – это режиссёр Сидоров, которого тогда никто не знал, он ещё ничего не снял. Вторая реакция была по поводу Безрукова: «Ты что, с ума сошёл? Это же солнечный мальчик!». Он тогда как раз такие роли играл. Но в итоге все эти разногласия легко разрешились.
– А с остальными исполнителями главных ролей были проблемы?
– Нет, по остальным был самый обычный кастинг. Помню, когда зашёл и увидел на кастинге Дюжева, то решил, что слишком высоковат он для Космоса, чуть ли не на голову выше Безрукова. Я исходил из того, что главарь должен быть крупнее. Но Лёша Сидоров сказал: ничего страшного. Я не стал упорствовать. Мы доверяли друг другу, хотя спорили с режиссёром на протяжении почти всех съёмок.
Например, Катю Гусеву он не хотел брать. И наоборот – он хотел Андрея Панина, а я был против. Потому что я его не знал и не понимал, зачем он нужен. А когда я спросил, сколько он стоит и Сидоров назвал мне сумму, я вообще сказал: «Ты что, с ума сошёл?»
Но в принципе, это был тот случай, когда в споре рождается истина.
Воры с законом
– А правда, что вам для съёмок приходилось выкупать Безрукова у Табакова, в театре которого он играл?
– Выкупать нам бы никаких денег не хватило! Ведь у нас съёмочный период шёл год.
Приходилось подстраиваться под спектакли Безрукова. И надо отдать должное Сергею. Много говорят о его таланте, но в данном случае хочу отметить его работоспособность, порядочность и отношение к делу. Он ни разу не подвёл за всё это время. При том, что ему приходилось, отыграв спектакль, ехать за сто километров в Дубну на съёмки. С колёс идти на площадку, а оттуда на утреннюю репетицию. Год в таком режиме – серьёзное испытание.
– Много говорилось о том, что у героев «Бригады» были реальные прототипы.
– Нет. Это околокриминальная молодёжь очень любит рассуждать: этого с Сильвестра писали, этого с Михася. Никаких прототипов не было.
Потом, когда был написан первый вариант сценария, уже начались консультации с высокими людьми, про которых наш фильм, – и с уголовным розыском, и с бандитами.
Сидоров – он же из Северодвинска. Он – пацан, который в этой теме проварился. Мы с ним познакомились года за полтора до того как появилась идея «Бригады». Он приехал в Москву и пришёл ко мне с другим сценарием. Я прочёл сценарий и понял, что это совершенно талантливый человек. Не знал, что буду с ним делать, но предложил что-нибудь вместе сделать.
Я давал ему сто долларов в месяц на жизнь. А он ходил, гулял, наполнялся творческой энергией. Дрался и приходил на «Мосфильм» с отбитыми кулаками. У нас в начале фильма есть сцена, когда герой Вдовиченкова висит на турнике вниз головой и говорит: «Что-то скучно, подраться, что ли…». Вот это натура Сидорова. Он ходил по Москве и искал приключений. Заводился с пол-оборота. Однажды позвонил мне в пять утра: «Толя, позвони пацанам, пусть подъедут». Он был в бильярдной, и ему кий об голову сломали.
Я это рассказываю, чтобы было понятно – он знал, о чём пишет.
– Правда, что «Бригада» на момент съёмок была самым дорогим сериалом в российской киноиндустрии и что её финансировал Алишер Усманов?
– Изначально бюджет был из расчёта около 100 тысяч долларов на серию. По тем временам для телеканала «Россия» это был чуть выше среднего бюджет. Но когда начали работать, стало понятно, что этих денег не хватит.
У нас было огромное количество объектов, персонажей. Все сцены снимали с достаточным количеством дублей, с репетициями – как положено в большом кино. В результате стало ясно, что нужно ещё столько же, и тогда уже я познакомился с Алишером Усмановым, и, дай Бог ему здоровья, он согласился добавить денег в эту историю.
– Владимир Бортко рассказывал, что привлекал для съёмок в «Бандитском Петербурге» настоящих бандитов. У вас было такое?
– Знаете, у меня подобная история была на съёмках фильма «Крестоносец». Там, уже ближе к финалу, большая сцена на заводе с разборками и перестрелками. Вот там были из Дубны ребята криминальные. Но в принципе я потом понял, что это не очень профессионально и такой отчасти детский подход – ух ты, сейчас настоящих бандитов поснимаю. Ну, зрителю какая хрен разница, кто у тебя на экране?
Если у тебя есть актёр, который может сыграть круче, чем настоящий бандит, то его и надо снимать.
Возвращение героя
– В своё время на сериал обрушилась лавина критики из-за того, что вы прославляете бандитов. Вы предполагали, что вас будут в этом обвинять?
– Честно говоря, мы об этом не думали. Потому что, на наш взгляд, там всё рассказано понятно. Вот молодые славные ребята, вот они начинают наркоманить и заниматься преступлениями, вот они превращаются в хрен знает кого, и их убивают. Логичный конец. Мы не ожидали, что они получатся настолько обаятельными.
Путь, который показан в кино, это путь не вверх, а вниз. А люди, которые не способны считывать смыслы, видят – вот, он ходил в трениках, а теперь ездит в «Армани» на «Мерседесе». А оценить, что это за собой несёт, человеку уже не хватает ума или ещё чего-то.
– Вышедшее десять лет назад продолжение «Бригады» у большинства вызвало недоумение. Это было откровенно слабо и неинтересно. А как вообще такое продолжение стало возможным?
– Ну, этот вопрос надо адресовать продюсеру Иншакову. Из нас никто уже этим не занимался. Александр Иванович решил показать, что он не так просто был в титрах генеральным продюсером – вот я сейчас вам всем докажу.
Было понятно с самого начала, что это совершенно мёртвая история и никакого продолжения быть не может. Что на таком уровне ничего не повторить. Мы отдали всё, что было – в голове, в душе, до последней капли. И продолжение было бы исключительно ради денег, чтобы на громком имени заработать. Никто из нас пачкаться не захотел. Как говорила Раневская, деньги проешь, а позор останется.
Сейчас прошло достаточно много лет, и можно делать другую историю. Не продолжение конкретно той истории, а другую, но связанную с героями. Ведь что с Сашей Белым-то сталось, так и непонятно.
И у Игоря Порублёва – сценариста первой «Бригады» – появилась идея. И я прямо завёлся и даже на канал «Россия» сходил предварительно, поговорил на эту тему. Но тогда денег не нашлось, потом изменились обстоятельства, события, связанные с Украиной, выдвинули на первый план другие вопросы. В общем, пока это ушло в песок. Но Игорь Порублёв такой живой и точный материал придумал, что, может быть, мы ещё к этому вернёмся.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что как режиссер фильмов про Шерлока Холмса Игорь Масленников познакомился со своим героем.