Авангард Леонтьев: «Учитесь быть самими собой»
Газета "Нижегородская правда" №93 от 25.11.2020
Подписка на газетуАвангард Леонтьев – один из тех актёров старой школы, кто весьма востребован и сейчас. Начав сниматься ещё в Советском Союзе, он стал звездой сериалов в новом русском кино. Ну а легендарные «Современник», «Табакерку» и МХАТ без него просто невозможно представить! Андрей Смоляков, Марина Зудина, Евгений Миронов, Владимир Машков, Анастасия Заворотнюк, Ирина Апексимова – список его учеников можно продолжать бесконечно.
О сложностях актёрской профессии и секретах успеха советского кино Авангард Леонтьев рассказал на онлайн-встрече, организованной Академией кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова.
История любви
Своё необычное имя – Авангард – он получил в честь старшего брата, погибшего на Курской дуге.
– В тот момент маме было 40, а папе 43 года. И меня, родившегося после войны, назвали в его честь. Родители очень любили друг друга. Как-то я нашёл папочку с их письмами. 200 полных любви писем. И глядя на родителей, я видел, что такое настоящая любовь. Только она помогла им преодолеть все сложности жизни и остаться оптимистами. А ведь им пришлось пережить не только гибель сына, но и две войны и одну революцию. И они подарили мне любовь к театру.
– Когда вы решили, что станете актёром?
– Я – счастливый человек. Передо мной не стоял вопрос выбора профессии. Я лет с четырёх на вопросы взрослых, кем я хочу стать, отвечал: артистом! «Таким знаменитым, как Лемешев?» – спрашивали меня. А он тогда был ведущим тенором Большого театра, и благодаря выступлениям по радио его знала вся страна. «Я таким и буду!» – отвечал я. Теперь бы я так ответить не решился, а тогда сравниться с Лемешевым казалось мне вполне достижимой идеей.
– Когда вы впервые почувствовали вкус успеха?
– Ещё в школе, в самодеятельности, в 5‑м классе. Мне очень нравилось играть в кружке. Потом я сам организовал кружок из одноклассников, и они ко мне ходили на репетиции! Я до сих пор не могу понять – почему. У нас была сцена, кулисы, осветительные приборы, подаренные шефами – московским ТЮЗом. Я сидел в актовом зале после уроков – фантазировал, выдумывал музыку и партитуру спектакля. Мне было хорошо! И я заражал этим восторгом других. Этот кайф привёл меня в Дом пионеров. Там всё и началось по-настоящему.
Верить!
– Кто стал вашим главным наставником?
– Ученица Станиславского и Вахтангова – Анна Гавриловна Бовшек. От неё я впервые услышал, что работу над каждой ролью надо начинать от себя. Это она почерпнула у самих создателей системы Станиславского. А Олег Ефремов был продолжателем традиций и работал в этой системе координат. И я стараюсь так работать, и весь театр «Современник». Ефремов был для нас отцом, матерью, братом, сестрой – всем. Это семейное отношение и верность его принципам мы храним и передаём молодым.
– Кстати, в чём, по-вашему, секрет ошеломительного успеха самого Ефремова?
– Сейчас многие стремятся в каждой роли быть менее похожими на себя. Но прежде всего артист должен быть самим собой! И в этом смысле учебником или наглядным пособием и был Олег Ефремов. Фильм «Три тополя на Плющихе» – в этом фильме он такой, как в жизни. Абсолютно он! Кстати, только во время съёмок он научился водить автомобиль. А на гонорар купил «Волгу»! Ефремов привнёс себя в эту роль.
Посмотрите эпизод, когда он облокачивается на руль, смотрит сквозь стекло и думает… В эти мгновения содержание его взгляда раскрывает биографию его героя, его взгляды, его чувства. В его глазах столько всего! Но нужна смелость, чтобы так раскрываться на сцене и в кадре.
– А ещё прекрасен его актёрский дуэт со Смоктуновским в фильме «Берегись автомобиля», обеспечивший фильму грандиозный успех.
– Помните портрет Станиславского в кабинете следователя? Уж не знаю, Рязанов это придумал или Ефремов. Но на примере работ Смоктуновского и Ефремова можно увидеть, что такое быть самим собой в роли. Смоктуновский очень хороший артист, он играет здесь простачка. Был ли он таким? Нет! Он был интеллектуалом, знающим себе цену человеком. Для роли он развил в себе эти черты – простодушие, наивность. Но он играет. Очень хорошо, но играет Деточкина. А Олег Ефремов никого не играет. Он – Олег Ефремов в предлагаемых обстоятельствах. Он мог тоже играть, но он любил оставаться самим собой и верить в предлагаемые обстоятельства. Верить! Вот в чём главное. И это самое главное в искусстве актёра.
Код русской жизни
– К сожалению, не всем советским звёздам удалось вписаться в новые реалии. В 90‑е годы многие оказались не востребованы. Как пережить период простоя?
– Надо быть «неваляшкой» – её наклоняют, а она встаёт! Это качество – неубиваемость – должно быть. Ты должен верить в себя, верить, что будет новая роль и ты покажешь себя. В жизни актёра много негатива. Простои, непростые взаимоотношения с режиссёром. Особенно сложно женщинам. Да, я о том самом.
Это очень сложно – не сломаться и психологически отстоять себя и свою профессию. Но что бы ни было, надо постоянно работать над собой. Развивать свою способность сопереживать. Олег Табаков заставлял студентов ходить на похороны. Я помню, мы провожали старейшую актрису Киру Головко, которая блестяще сыграла в кино графиню Ростову – женщину, потерявшую сына. Она умерла почти в сто лет, и помню, как Артём Быстров, который не застал её в театре, рыдал на её похоронах. Слёзы текли градом у него по лицу. Значит, у него очень развито сопереживание. Это очень важно.
– Сопереживание можно развить?
– Конечно! Для этого надо читать книги. Они дают почувствовать обстоятельства, в которые ты не попадёшь в жизни. Читая книги, мы становимся их героями, начинаем за них переживать. В «Войне и мире» закодирован весь смысл русской жизни. А «Над пропастью во ржи» – книга о каждом из нас. О том, как подросток сталкивается с жизненными обстоятельствами и пытается их преодолеть. Читая эту книгу, узнаёшь себя.
В ожидании Солнца
– Какая из ваших собственных киноролей для вас особенно дорога? Где вам помог принцип «быть собой»?
– В фильме Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем». Там всё происходит в один солнечный день в Подмосковье. А лето 1993‑го было очень дождливым, и не только утомиться – дождаться солнца было нельзя. Мы сидели в поле под дождём и ждали. А он идёт день, неделю, другую, месяц. А нам надо восемь минут солнца, чтобы снять сцену длинным планом без остановок. И вот оно вышло! Все бегают по грязи, как муравьи. А я играю водителя грузовика, который ищет деревню, название которой на листочке постирала жена вместе с рубашкой.
И вот встреча с чёрным лимузином. Эта сцена – самая страшная и сложная для меня. Это то, что называют «под дулом пистолета». Очень сложно представить, как бы я себя вёл в этой ситуации. Надо окунуться во внутреннее состояние человека в смертельной опасности. А я разленился за месяц под дождём… И подумал, что бы было, если бы не какой-то шофёр, а я встретился с лимузином. Как бы я себя вёл. Это меня и спасло… И я его сыграл.
– Что самое сложное в профессии актёра? Что бы вы посоветовали детям, которые мечтают посвятить себя театру?
– Идти в актёры можно только тогда, когда вы просто не можете не идти. Если хоть немного сомневаетесь – не ходите. Самое сложное в нашей профессии – быть востребованным столько, сколько хочется. А хочется бесконечно, всегда.
У нас была гардеробщица в Школе-студии МХАТ, которая говорила: «Я никогда не видела людей, которые так хотят работать, как артисты». А чтобы работать, надо, чтобы режиссёр тебя позвал, чтобы ты был востребован, чтобы тебе давали роли. У меня были ожидания премьер по 5 – 8 лет! Чтобы выжить в это время, надо иметь терпение. Не всем так везёт, как, скажем, Константину Райкину. Но он сам себя востребует! Он сам себе руководитель, сам себе режиссёр. Хотя, может, и он где-то в душе думает, что хотел бы больше в кино сниматься… И он очень страдал от сомнений в себе. Я это видел.
И чтобы справляться с такими переживаниями, надо так любить профессию, чтобы не представлять себя нигде, кроме как в ней. И быть готовым к любой роли, даже в массовке. Есть люди, которые в массовке играют десятилетиями и не уходят из театра. Для них выйти на сцену даже в маленькой роли – ничем не заменимый кайф. А вот если ты этот кайф не получаешь, надо уходить из профессии.