Дмитрий Белянушкин: «Спектакль как ребенок, и я его не оставлю»
Пока поклонники оперы с нетерпением ждут премьеру спектакля «Свадьба Фигаро» в Нижегородском театре оперы и балета, режиссёр — постановщик спектакля, Дмитрий Белянушкин неожиданно для всех заявил, что уходит из театра. А на днях его представили в качестве главного режиссёра коллективу знаменитого на весь мир Михайловского театра.
О причинах такого шага и о том, не отразится ли его уход на премьере, режиссёр рассказал «Нижегородской правде».
Тонкое кружево
- Дмитрий, на днях мы рассказывали читателям, что опера «Свадьба Фигаро» практически готова к выпуску. И с сожалением узнаём о вашем решении покинуть театр. В чем причина столь неожиданного решения?
- Для меня оно не было неожиданным. Я обдумывал его не один месяц. Да, такое случается, когда у творческих людей разный взгляд на вещи. У нас разное видение стратегии, куда мы должны двигаться. Я не хочу никого обвинять. К тому же, у меня сложились замечательные отношения с труппой, и мы сделали большой проект, который ожидает премьеры. Для себя решил, что хочу быть проводником своих идей, а не чужих. Для меня это важно для продолжения работы.
- Когда полтора года назад нам вас представляли, вы были полны грандиозных планов. И планировался не только «Фигаро», а ряд знаковых спектаклей, причём нижегородские театралы обрадовались этой программе. Что из этого удалось сделать за время работы в театре?
- Мои планы не изменились, но по ряду причин мне не удалось их выполнить. В том числе по причине коронавируса. Хотя были среди них и те, что можно было воплотить в любых условиях, но мои предложения не были поддержаны. Мы могли бы выпустить до конца этого года минимум два спектакля.
- Тем не менее, один спектакль почти готов. Премьера «Свадьбы Фигаро» назначена на февраль, планируете ли вы в любом случае выпустить спектакль, уже как приглашённый режиссёр?
- Конечно. Спектакль — как ребёнок, и я его не оставлю. К тому же, в него было вложено много сил со стороны театра, артистов, цехов. Он обязательно состоится. Но сохранить ткань взаимоотношений в спектакле, эти «кружева спектакля», непросто. Слишком легко их нарушить. Любая пауза для них – шанс порваться, и их придётся восстанавливать. Премьера планировалась на апрель, потом на октябрь, декабрь. И каждый раз приходилось всё восстанавливать. Я, безусловно, спектакль выпущу. Это очень важный для меня проект, который покажет зрителю все возможности труппы.
- Вы работали с самыми именитыми коллективами страны. В том числе и с Большим театром. Вам есть, с чем сравнивать. Какое впечатление сложилось у вас о возможностях нашей труппы?
- В ней есть артисты, с которыми можно воплощать любые идеи. «Свадьба Фигаро» — простое произведение только на первый взгляд. Но там очень много сложностей для певцов, и они с ними прекрасно справляются. В театре есть артисты высокого класса, я говорю и о молодых, и о мастерах, у которых можно учиться. Очень серьёзная певица Татьяна Гарькушова, великолепна Аида Ипполитова, прекрасный бас Виктор Ряузов, замечательное меццо- сопрано Елена Шевченко. Из молодых могу отметить — Екатерину Ясинскую, Татьяну Иващенко, Надежду Маслову, Светлану Ползикову, которая очень понравилась итальянскому коучу Майклу Полу. Она идеально попадает в стилистику итальянской музыки, хотя до этого никогда не пела на другом языке.
Надежда на успех
- Насколько получившийся спектакль похож на ваш первоначальный замысел?
- Когда спектакль придумывается в голове у режиссёра, он не такой, какой получается в итоге. В процессе работы всё меняется, подстраивается под индивидуальность артистов. Это нормальный процесс. На выпуске спектакль получается другим. И это прекрасно, в этом есть интерес. Эфрос говорил: «Репетиции – любовь моя». И это так – репетиции — это жизнь, увлекательная и неповторимая. Поэтому на премьере и возникает ощущение грусти, потому что волшебное путешествие завершено, и надо начинать новое.
- Вы посмотрели все спектакли театра как зритель, видели реакцию на них у нижегородцев. На ваш взгляд, «Фигаро» завоюет у них успех?
- Я очень на это надеюсь! Этот спектакль должен полюбиться зрителю, в нём великолепная музыка, блестящая драматургия, много юмора. К тому же мы рассказали эту историю так, чтобы зрителю всё происходящее было бы близко. Это фонтан эмоций! А сомнения по поводу принятия итальянского языка , о которых часто говорят… Не надо его бояться! И так все будет понятно. А если непонятно – то будет бегущая строка, либретто. Плюс в театр ходят люди, которые достаточно подготовлены и знают, что это за произведение. Думаю, все будет хорошо, и зритель оценит наш спектакль.
- Для театралов не секрет, что премьера – это ещё не все, спектакль должен окрепнуть, разыграться. Будете ли вы присматривать за этим процессом?
- Этот спектакль – уже частичка меня, и она здесь будет с ним всегда, до тех пор, пока спектакль будет жить. У меня есть ассистент, мы с ней работали в Большом театре, которая, если я вдруг не смогу приехать, будет приезжать за меня и поддерживать нужную тональность. К тому же, за те восемь месяцев, что из-за пандемии отодвигалась премьера, мы спектакль так наиграли, что он уже полностью окреп, и мы хотим его наконец – то родить! Разбуди артистов ночью, и они его споют. Надеюсь, что его оценят не только зрители, но и профессиональное сообщество, критики из разных городов. И что мы его покажем на различных театральных фестивалях.
- А есть ли в театре человек, которому вы сможете доверить своего «Фигаро»?
- К сожалению нет. В театре сегодня нет профессионального режиссёра — постановщика. Да, есть Отар Дадишкилиани – это глыба и мастодонт этого театра. Не ему же быть у меня ассистентом! Театру необходим не только руководитель оперы, но ещё и режиссёр, который бы наблюдал за всеми спектаклями, делал вводы. Надеюсь, что так и будет.
Мечты сбываются
- С какими чувствами вы покидаете наш театр, и что дала вам работа в нём?
- У меня сложились очень тёплые отношения с оперной труппой. Здесь работают хорошие профессионалы и хорошие люди. К тому же – любой новый спектакль даёт режиссёру огромный опыт, как жизненный, так и профессиональный. Здесь я получил возможность осуществить свою мечту, я ведь давно хотел поставить «Свадьбу Фигаро», и мечта сбылась. Это очень значимый этап в моей жизни.
- Начался ещё один значимый этап — теперь вы – режиссёр Михайловского театра!
- Оперный режиссёр – это очень редкая «штучная» профессия, как в нашей стране, так и в мире. Поэтому оперные режиссёры без работы долго не сидят. 16 декабря труппе Михайловского театра представили меня и нового главного дирижёра — Александра Соловьёва. Нашей первой совместной работой станет постановка оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин», премьера которой запланирована на май 2021 года. Но я не прощаюсь с Нижним, и не только из-за Фигаро. У меня есть интересный проект с нижегородским министерством культуры, который сейчас обсуждается, и надеюсь, что он будет реализован. Но пока не буду о нём рассказывать. Очень уж сегодня время у нас неспокойное – не хочу загадывать. Будет то, что будет.
16+