Нижегородский театр драмы открыл сезон долгожданной премьерой по повести Шукшина «Энергичные люди»

Газета "Нижегородская правда"
Нижегородский театр драмы открыл сезон долгожданной премьерой по повести Шукшина «Энергичные люди»
Фото: из архива Театра драмы
Премьера спектакля стала лучшим подарком к юбилею Сергея Блохина, который в день открытия сезона получил и главную театральную награду региона – премию Собольщикова-Самарина.

Забавная история про спекулянтов вернулась на сцену театра через 45 лет. В 1980-х «Энергичные люди» был одним из самых популярных спектаклей. Так что нижегородские театралы получили удивительную возможность сравнить два спектакля, а заодно убедиться в том, что Шукшин писал о вечных темах, которые созвучны людям любой эпохи.

 

Возвращение

Интересно, что одну из ролей в предыдущей версии спектакля – милиционера – играл юный Анатолий Фирстов, который в премьере сегодняшней блестяще воплотил образ Седого. Артист рассказал, что в 80-х спектакль был сыгран больше 370 раз, и с ним театр объехал всю область. Повторит ли этот успех прочтение, предложенное режиссёром Аллой Решетниковой (она же написала и инсценировку для спектакля), покажет время, но уже сегодня зрители пишут слова благодарности артистам и режиссёру за погружение в советскую эпоху.

Сергей Блохин энергичные люди театр драмы
Фото: из архива Театра драмы
Сергей Блохин исполнил одну из главных ролей в спектакле

А погружение серьёзное. От антуража среднестатистической зажиточной квартиры, костюмов и реалий ушедшей эпохи, созданных художником Андреем Климовым, до десятков популярных когда-то мелодий, которым тихонько подпевают в зале.

Главным проводником в прошлое на сцене стал огромный телевизор – один из символов достатка и престижа 70–80-х годов. По нему транслируют самые романтические сцены из советского кино: первые поцелуи, первые школьные вальсы, простую жизнь и искреннюю любовь советских людей. Видят зрители и самого Василия Шукшина – кадры фильма «Калина красная» до глубины трогают душу. И то, как Шукшин смотрит там на свою экранную возлюбленную, сыгранную его женой Лидией, по контрасту с тем, что происходит на сцене, поражает зрителей в самое сердце. Вот она – любовь… Любовь человека, преодолевшего всё и не поддавшегося искушениям, которые так ярко описал в своих книгах.

Считается, что создавая свою «сатирическую повесть для театра», Шукшин взял за образец «Ревизора» Гоголя.

Музыкальный водоворот

Жанр постановки театр определил как «пикантный стресс-водевиль». В чём пикантность, понятно не очень. А вот стресса у героев, которых решила непременно посадить в тюрьму за махинации жена одного из них, предостаточно. Как и водевильности – в спектакле просто огромное количество музыкальных и танцевальных номеров, а Артём Прохоров и Павел Ушаков вживую лихо играют любимые несколькими поколениями композиции на сцене. Правда, в окружении решёток, за которыми в итоге должны остаться, но не остаются, забавные жулики – шукшинские герои.

Аристарх (Олег Шапков) – затейник и балагур, регулярно собирает у себя компанию спекулянтов, называющих себя «энергичными людьми». Они проводят время, опустошая рюмки и изображая то перелётных птиц, то поезд, то пляшут, то ссорятся, то мирятся. И дико боятся, что оскорблённая наличием любовницы жена Аристарха Вера Сергеевна (гротескно сыгранная Натальей Кузнецовой) напишет про их махинации прокурору. Молодому зрителю сложно понять, из-за чего разыгрываются душераздирающие сцены, ведь по нынешним меркам левый гарнитур, шуба и покрышки – это такие мелочи, что не заинтересуют не только прокуратуру, но и стажёра-следователя. Но зритель понемногу втягивается в ситуацию и начинает переживать за героев, ведь они так обаятельны в своих пороках! Спектакль интересен не столько реалиями советской эпохи, сколько галереей замечательных актёрских работ.

Порок в лицах

Чтобы вывести себя из-под удара, протрезвевшие герои один за другим идут к суровой хозяйке, чтобы правдами и неправдами отговорить её от рокового письма прокурору. И тут начинается самое интересное. Любопытно наблюдать за философскими размышлениями Аристарха о полезности «энергичных людей», за переходом от уговоров к угрозам главного жулика в коллективе – Брюхатого (фееричный Сергей Блохин). Не соблазняет Веру Сергеевну и предложение Курносого отомстить мужу, изменив ему вместе с ним или с его другом-артистом. Играя Курносого Алексей Хореняк мастерски передаёт истеричность и надломленность своего героя, чем-то напоминающего Косого из фильма «Джентльмены удачи».

Не пугают Веру и угрозы со стороны Седого, бойко оперирующего статьями Уголовного кодекса. Даже попытка самого «неиспорченного» члена команды Простого человека (Иван Старжинский) поговорить с героиней по душам, терпит фиаско. Положение спасает лишь хитрость, придуманная Чернявым (Валентин Омётов), который представляет Вере «разлучницу», с чудесной наивностью сыгранную Марией Мельниковой. И вот уже женщины единым фронтом выступают против мужчин.
Каждый образ в спектакле получился ярким и цельным. И финал возвращает зрителям веру в искренность и любовь. А феерический музыкально-танцевальный номер, венчающий спектакль, заряжает радостью и позитивом – самыми нужными чувствами перед праздником.

16+

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки