Максим Ильяхов: «Выигрывает не тот, кто пишет длиннее или короче, а тот, кто пишет о том, что важно для читателя»

Максим Ильяхов: «Выигрывает не тот, кто пишет длиннее или короче, а тот, кто пишет о том, что важно для читателя»
Фото: из социальных сетей
По мнению Максима Ильяхова, из-за ЕГЭ за последние 10 лет уровень образования действительно упал

Специалисты бьют тревогу: уровень грамотности россиян в последние годы стремительно падает. Оно и понятно: мы почти отвыкли от бумажного чтения, а то, что выкладывается в интернете, часто написано не по правилам русского языка, а вопреки им. Можно ли как-то переломить ситуацию? Какие тексты сейчас наиболее востребованы? И как вернуть интерес людей к качественному чтению и грамотной речи? Об этом мы беседуем с автором книги-бестселлера «Пиши, сокращай», главным редактором «Тинькофф-Журнал», создателем платформы «Главред» Максимом ИЛЬЯХОВЫМ.

 

Пропавшая грамотность

— Максим, сейчас довольно часто приходится слышать мнение о тотальной безграмотности в обществе. В чём причина? Мы стали меньше читать? Или уровень образования стал настолько низким?

— Из-за ЕГЭ за последние 10 лет уровень образования действительно упал. Но в целом за последние 100 лет он, конечно, колоссально вырос. Сейчас мы наблюдаем мелкий «баг» системы образования в лице ЕГЭ, который можно быстро исправить.

 

— Но, наверное, свою лепту вносит и Интернет? Общение в соцсетях и на форумах часто идет не по правилам грамматики, а по принципу «как слышится так пишется».

— Да, есть такой стереотип. На самом деле правда в том, что люди, которые были малограмотными 10 лет назад без соцсетей, они такими же малограмотными остались и сейчас. Просто тогда мы не видели, что они пишут. А сейчас видим.

Если вы будете в Петербурге в музее Анны Ахматовой, то увидите там записку на двери, где кто-то просит дать рубль в долг. Бумажка написана неграмотно. Не было соцсетей, но многие всё равно писали неграмотно. Просто люди учились в школе на «тройки» или вообще не учились.

Сейчас соцсети позволяют общаться со всеми наравне. И мы просто наблюдаем колоссальное смешение там грамотных и неграмотных, людей агрессивных и спокойно настроенных.

 

Смотрим в книгу

— А как вам кажется, с появлением интернета и электронных носителей бумажные книги могут вообще исчезнуть?

— Бумажные книги, как способ донесения информация, наносят определённый вполне понятный экологический урон. Для бытовых задач, для получения информации сиюминутно люди больше будут пользоваться электронными и меньше бумажными носителями. Но для чтения художественной литературы вечером, например, будут по-прежнему использовать бумажные книги. И дарить люди будут тоже бумажные книги, они просто станут более ценными, как это было в XIX веке и в советское время. Это сейчас, с 90-х годов, книга стала доступной и относительно недорогой, но как она была ценной, так и останется.

 

— Вы сами что сейчас читаете?

— Я сейчас не читаю художественную литературу, потому что ничего из того, что выходило в последнее время, мне не нравится. Обижать никого не хочу, но просто не впечатляет. А всё деловое сейчас лучше читать через Интернет, потому что быстрее выходит. Например, пока книги про контент-маркетингу вышли, методы, описанные там, уже устарели. И это как раз пример того, что когда тебе нужно обучиться сиюминутно, нужен электронный носитель. У меня есть настольные книги про дизайн, управление изданием, редактуру. Эти книги были написаны 20, 30, 50 лет назад. И они будут дальше актуальны, поэтому их можно читать в бумажном формате.

 

— Если бумажные книги не исчезнут, то какая судьба ждёт печатные издания, журналы? Сегодня многие из них начинают закрываться. Расскажите, как вы видите будущее печатных изданий?

— Журналы печатные и электронные умирают не потому что у них бумага или «цифра». Они умирают, потому что сервисные модели, которые они предоставляют, заменяются на другие. Например, 15 лет назад, чтобы купить б/ушную вещь, нужно было обратиться к газете «Из рук в руки», потому что не было «Авито». А журнал «Афиша» был про то, куда пойти. «Птюч», «Esquire» — все они представляли такую модель поведения, которую замещают другие сервисы. И если мы возьмём модель, которую никаким сервисом не замещают, ничто изданию не угрожает. Например, мы летим в самолёте, Интернет не работает. Но читать что-то, развлечься как-то надо. Поэтому журналы в самолётах буду жить. Но до того момента, пока там не появится вай-фай. Тогда все будут сидеть в Интернете, и никому не нужны будут журналы. Так что проблема не в бумаге, проблема в сервисе.

 

Чисто писание

— Ваша книга «Пиши, сокращай» учит выстраивать логичные и качественные тексты. Вы создавали её только для тех, кто пишет профессионально, или она для всех?

— Моя книга для всех. Кроме тех, кто пишет художественную литературу. Потому что цель художественной литературы — развлечение, а эта книга направлена на решение прагматических задач. Доносить до людей что-то, менять их мир, мировоззрение.

 

— Какие самые неожиданные отзывы вам приходили о вашей книге? Кому она помогла?

— Школьники говорят, что они по этой книге готовятся к ЕГЭ, изложениям. Хотя когда я её писал, я понятия не имел, что такое ЕГЭ. И я просто писал, как считал правильным.

Для меня лучшая обратная связь, когда меня критикуют журналисты старой школы. Потому что это они довели журналистику до состояния, что её невозможно читать, вот эти словеса, стиль и весь остальной ужас. Они говорят, что подход, который мы предлагаем сейчас, разрушает наше дело. Я отвечаю, значит, мы делаем всё правильно. Понимаю, что мы затронули струны их души, показали, что они неправы, и они бесятся.

 

— Расскажите, что определяет интересный текст? Размер в данном случае имеет значение? Сейчас считается, что чем короче, чем лучше…

— Вообще это большой миф, что люди не читают большие тексты. Практика показывает, что когда тема и герой текста интересны, длина текста не важна. В прошлом году на сайте Colta.ru, который никогда не славился каким-то мощным лонгридом, вышло интервью с вдовой Сергея Бодрова-младшего. Режиссёра, актёра, который погиб в ущелье во время съёмок своего фильма. Это огромное интервью, которое охватывает довольно существенный период его жизни. И это единственное интервью его жены со времен кончины супруга. Огромный, эпохальный рассказ на минут 40 чтения. И это колоссально прочитываемый материал!

 

— Тогда получается, что будущее всё-таки за большими текстами, максимально раскрывающими явление?

— Будущее за знанием своего читателя. Если в советское время люди находились в ситуации дефицита информации и нужно было читать всё, то сейчас у нас дефицит внимания. Выигрывает не тот, кто пишет длиннее или короче, а тот, кто пишет о том, что важно для читателя.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Официальный источник», и новости сами придут к вам.
Подпишитесь на нас
Новости партнеров
Похожие публикации