H
H e
S L n s
с

Михаил Пучков: «Человек с хорошим образованием может вникнуть в любую проблему и её решить»

Михаил Пучков: «Человек с хорошим образованием может вникнуть в любую проблему и её решить»

Фото: Кира Мишина

Михаил Пучков назначен и. о. министра образования Нижегородской области в июле 2023 года

Фотобанк
Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Какой должна быть современная школа? Как продвигается борьба со второй сменой? Как увлечь ребёнка точными науками? Ответы на эти вопросы, волнующие, наверное, каждого родителя и ученика, мы искали вместе с и. о. министра образования и науки Нижегородской области Михаилом Пучковым.

Показали класс

– Михаил Юрьевич, к сфере образования всегда был большой общественный интерес и внимание, а в Год педагога и наставника особенно. Какие задачи для нижегородского образования сейчас на первом плане?

– Когда мы говорим об образовании, первое, что подразумеваем, – это качество, но при полной доступности образования. Доступность качественного образования – это то, что прописано в Конституции. Доступность и качество – две основные цели сферы образования, и они раскладываются на большое количество задач.

Качество образования – не отметка, не супервысокий балл ЕГЭ или место, которое ребёнок занял на олимпиаде. Конечно, это тоже важно – как количественный индикатор. Но качество образования начинается с того, насколько комфортно и безопасно чувствует себя ребёнок в школе. Всё просто: если тебе некомфортно, ты не хочешь идти в это здание или в этот коллектив.

Поэтому качество образования – это комплексный подход к системе образования и задачи комплексные. Невозможно поменять учебники и не создать новую образовательную программу. Или подготовить новую программу, но не обеспечить образовательным контентом. Или обеспечить контент, но не готовить молодых учителей в вузах. Задач огромное количество, но все они объединены двумя целями: качеством образования и его доступностью.

– Вы уже успели побывать в образовательных учреждениях Нижегородской области. Какие впечатления у вас сложились? Что особенно понравилось? И что хотелось бы поменять?

– Система нижегородского образования – это именно система. Есть связки между уровнями «детский сад» – «школа». Например, в Выксе есть профориентационные мероприятия в детском саду, когда в садик приходит инженер-эколог металлургического предприятия и доступным языком рассказывает о высокотехнологичном экологичном производстве, которое даёт стране металл, и при этом заботится о природе. Это очень правильный подход.

Особенность и достоинство нижегородских школ – школьные музеи, которые используются в общеобразовательном процессе. А в одном детсаду в Перевозе даже воссоздана светёлка – изба с русской печкой. Воспитатели, родители, дети сами принесли старую утварь, платье бабушки, которое нашли на чердаке. Воспитание любви к Родине через то место, где ты живёшь, – это потрясающий педагогический опыт Нижегородской области.

Конечно, как и везде, есть проблемы с капремонтом. Для их решения есть региональная программа капитального ремонта школ. И хотя школы 60 – 70‑х годов постройки технологически и морально устарели, внутри они поддерживаются в прекрасном состоянии. Перед 1 сентября все школы пахнут одинаково – обновлением. Делается максимум для того, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно.

Очень эффективно используются федеральные программы. В рамках нацпроекта «Образование» в сельских школах создаются «Точки роста». Идёшь по школе и попадаешь из стандартного пространства в «космический корабль». И эта доступность высоких технологий, новых подходов к образованию очень впечатляет в сельской школе.

Невозможно полностью восстановить советскую систему образования. Но взять лучшее из советской системы можно.
Михаил Пучков, и. о. министра образования и науки Нижегородской области

Пришли на смену

– А как обстоит дело со строительством новых школ в регионе? Когда мы победим вторую смену?

– Вторая смена – это наследие периода бессистемного принятия решений, когда огромные жилые комплексы строились без школ. Она закрывает возможность для школы организовать дополнительное образование. Я сам учился в большой поселковой школе во вторую смену. Мне это даже нравилось – у меня было свободное утро, я много читал дополнительной литературы. Но при этом было пересечение с кружками. Кроме того, вторая смена – это нагрузка на всю инфраструктуру школы, начиная от преподавательского состава до технической организации учебного процесса. Директор школы находится в напряжении почти круглые сутки.

Чтобы избавиться от этого наследия, в регионе активно ведётся строительство школ. Используются все способы, чтобы максимально ускорить строительство объектов образования – нацпроекты «Образование» и «Демография», строительство по концессии. В этом году уже запущены две школы и ещё 14 планируется ввести до конца текущего года. В 2024 году – ещё восемь.

Но стройка нужна и там, где школа морально устарела. Ремонтировать школу 60‑х годов с заменой деревянных перекрытий физически дороже, чем снести её полностью и построить новую. А самое главное – устаревшие здания не подходят современному ребёнку и не отвечают современным требованиям к образовательной организации.

Моя педагогическая боль – наши школьные спортзалы, в них нет места трибунам! А ведь это потрясающий воспитательный элемент – поболеть за своих, за свою команду! Тем более что по требованиям новой федеральной программы в каждой школе до конца года должен появиться спортивный клуб, а также школьный театр. Надо создавать школы, которые позволяют получать опыт в разных видах деятельности. Я сам был в старших классах Дедом Морозом, и этот дедморозовский период для меня – потрясающий опыт. Необходимо менять здания. Меняется время, меняются подходы, ускоряется развитие технологий. Образование – это очень сложная комплексная тема.

Все школьники региона независимо от места жительства имеют равные возможности в получении качественного образования
Все школьники региона независимо от места жительства имеют равные возможности в получении качественного образования
Фото: Александр Воложанин
Фотобанк

Пусть меня научат

– Ещё одна проблема образования – дефицит кадров учителей…

– Учитель – очень трудная работа. Не каждый может быть учителем. Это особый внутренний психологический портрет личности, работа над собой. Важно умение восстанавливаться. Как в самолёте – сначала надень маску на себя, потом на ребёнка. Если учитель полностью сгорел, отдавая себя детям, то дальше что? А если ты внутри охладел к любимой профессии, то никого не зажжёшь.

А ещё надо зажигать именно тех, кто должен гореть. Зажечь на короткий промежуток времени можно всех. Но было много историй, когда люди выбирали предмет и будущую профессию, потому что их зажёг учитель, но не остались в этой профессии. Я помню случай, когда пятеро одноклассников поступили в престижный санкт-петербургский вуз по направлению географии, потому что в старших классах к ним пришёл молодой, горящий своим предметом учитель географии и зажёг их. Но потом в профессии остался только один. А всё потому, что не было рядом такого же учителя истории или химии.

– Михаил Юрьевич, вы кандидат физико-математических наук. Как, на ваш взгляд, можно привлечь детей выбирать для сдачи ЕГЭ физику и математику? Как известно, стране нужны инженерные кадры.

– С 90‑х годов общество долгое время не ставило задачи технологического развития, мы в основном «продавали и танцевали». А если не было у взрослых таких задач, то почему дети должны выбирать физику? Золотое время физики – 50 – 70 годы прошлого века, когда менялись технологии: мы строили ядерные станции, полетели в космос, и эти супертехнологические прорывы поднимали престиж физики. Ещё одна причина, по которой дети не любят физику, – её тесная связь с математикой. Если ты не понял в 4‑м классе дроби, то алгебра для тебя закрыта, и, соответственно, ты не сможешь решать задачи по физике. Третий момент – физика часто преподаётся как история науки, и ребёнок не видит, как применяются эти знания. Он полюбит физику, когда будет собирать руками электросхему, видеть положительное подкрепление.

Современный ребёнок поменялся – он не слушает, как в советское время, советов родителей или, как в начале двухтысячных, советов друзей при выборе профессии. Сейчас дети с дошкольного возраста доверяют больше всего блогеру, потому что у блогера 100 тысяч просмотров.

А ещё я всегда говорю, что человек с хорошим образованием может вникнуть в любую проблему и её решить – будь то изучение в короткие сроки китайского языка или облицовка стены плиткой. Образование важно системой знаний в голове, и в итоге оператор ядерной станции может класть плитку, а вот обратное не получится. Именно поэтому нужно образование и развитие. Главное – стремление каждый день быть лучше себя вчерашнего, и нет разницы, контролируешь ты при этом ядерный реактор, кладёшь плитку. Главное – заниматься своим любимым делом.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::