«Неправда, что дети не хотят читать!», — Яна Поплавская
Яна Поплавская – удивительная женщина. Актриса, теле- и радиоведущая, педагог, любимая несколькими поколениями зрителей Красная Шапочка, – сегодня она активно пропагандирует чтение: сотрудничает с библиотеками, создаёт литературные проекты и убедительно доказывает, что без чтения невозможно воспитать умного и успешного человека.
Главное – идея!
Мы встретились с ней на одном из самых главных литературных событии года – Международном фестивале имени Максима Горького, который она активно поддерживает и вместе с его основателем Дмитрием Бирманом является ведущей. В эксклюзивном интервью нашей газете Яна Поплавская рассказала, как научить детей любить книгу.
– Три года назад я совместно с Российской государственной детской библиотекой открыла проект. Это великолепная огромная библиотека, и сегодня я бы назвала её не просто библиотекой, а культурным центром. На мой взгляд, все библиотеки должны стремиться к тому, чтобы стать именно культурными центрами. И это не зависит от площади. Это же не вопрос квадратных метров, а вопрос идеи!
– И какая у вас главная идея?
– Главное, что я обучаю родителей вместе с детьми. И этот проект стал очень популярным в Москве. Дело в том, что детям, для того чтобы начать любить, учить и понимать литературу, нужно её понять. В школах сейчас этого не делают. Сегодня там всё заточено под ЕГЭ и под то, чтобы дети быстро-быстро освободили школьное пространство. В такой ситуации библиотека может взять на себя эту функцию – научить читать.
– Что включает в себя это понятие?
– Для того чтобы уметь читать, нужно научить ребёнка и родителя понимать литературу. Слово – это великий инструмент, но не все, к сожалению, умеют им пользоваться. Я считаю, что необходимо устраивать интерактивные чтения. Например, мы с вами берём некое произведение, допустим, «Алые паруса». По ним у нас были роскошные интерактивные чтения, которые я делала на протяжении года. В них приняло участие большое число школ – ученики вместе с учителями. Дети знакомились с произведением, которое, кстати, есть в школьной программе. И я как человек, закончивший Щукинское училище и ученица Василия Ланового, что немаловажно, читала с ними вслух. Любой человек из зала имел возможность выйти на сцену и читать текст Грина в своей, авторской подаче.
– Это примерно то, что раньше в школах называлось литературным чтением?
– Да! Литературное чтение очень нужно именно сейчас, потому что большинство детей очень зажаты. В наше время при всей кажущейся социальной активности школьники очень плохо говорят, не улавливают смысл прочитанного, абсолютно не понимают, что такое изложение! И очень сложно объяснить, что изложение – это изложение своих мыслей! Своих, а не дословное воспроизведение прочитанного текста. Это изложение своего отношения к тексту – тоже своеобразная авторская подача. Вот чем нужно заниматься. И тогда вы увидите, как они расправят крылья, как паруса, и только тогда литература войдёт в их плоть и кровь.
Инстаграмный враг
– А что читают ваши дети?
– В одиннадцатилетнем возрасте они читают Гумилёва. И не просто читают, а абсолютно точно понимают, про что он пишет. Моя задача – просветительская. Если этим заниматься, тогда мы не будем слышать, что Франция сегодня читает, а мы потеряли звание самой читающей страны мира.
– А мы его действительно уже потеряли?
– Я думаю, что потеряли. И я не вижу в этом ничего стыдного – правду говорить не стыдно. По статистике у нас очень снижены объёмы потребления литературы. Это нехорошее словосочетание, но оно отражает ситуацию. Потребление – это как пища, которая необходима для ума. А получается, что инстаграмная система с её маленькими текстами и хештеговыми направлениями заняли все мозги. И люди, как это ни ужасно, перестали уметь и хотеть читать и писать большие тексты. А что это значит? Они перестали хотеть думать и вникать в текстовые смыслы. И нужно заново этому учиться. В этом нет ничего особенного – такие времена бывают, и за спадами всегда следуют подъёмы. И на это надо надеяться.
Не бойтесь классики
– Как объяснить малышам реалии и понятия, которые совсем ушли из обихода? Ведь именно с этим у детей часто связано непонимание текстов, даже пушкинских.
– Ко мне приходят дети, которые учатся в лицеях, спецшколах с разными уклонами – английским, французским и так далее. Такое действительно бывает. Но я не вижу проблемы в том, чтобы объяснить ребёнку, что имелось в виду. Хотя это не всегда просто. Но это необходимо.
– Сегодня выпускается множество детских книг. Как не утонуть в этом море и выбрать действительно хорошую литературу?
– Вот для этого мы и проводим фестивали. Но я своих детей и тех, кого я учу тоже, воспитываю на классической литературе. Понятие «классическая» многие считают отпугивающим. Почему-то многие думают, что классика – это что-то страшное и что-то скучное. Разумеется, это не так. Например, огромное количество людей, даже изучая в школе басни, не видят всего их многообразия. Я с замиранием сердца радуюсь, что опять читают «Ворону и лисицу» или «Пьяного зайца». А ведь у Крылова есть множество басен, которые мало известны, но великолепны. Например «Разборчивая невеста». Она написана с изумительным юмором и иронией о том, что такое женщина, выбирающая мужа. Выбирает, а потом «и рада уж была, что вышла за калеку». Уверяю вас, её будут читать с интересом.
– Почему же в школах этого не делают? Хотя пишут сотни тысяч пособий о том, как надо учить?
– Сегодня подход учительский – по вершкам, а не по корешкам. А для того чтобы учить своего ребёнка, нужно трудиться. Трудиться и желать на это потратить время. И подбирать для чтения с ребёнком такую литературу, которая не заявлена в школе. Потому что та, что входит в программу, очень часто пагубно влияет на мозги и отталкивает детей от прочтения изумительных произведений и потрясающих литературных материалов. Ребёнка нужно заинтересовать, а это можно сделать литературными конкурсами, литературными чтениями, на которые надо привлекать лучших чтецов города. И проводить такие чтения не только для взрослых, но с любого возраста. Уверю вас, на них пойдут. И начнут читать, и полюбят книгу!