Оксана Сташенко: «Я мечтала сняться лысой»
Оксана Сташенко — одна из самых популярных и любимых актрис России. В её фильмографии более ста картин, среди которых «Джамайка», «Нахалка», «Красная площадь» и «Русские амазонки», но наибольшую известность она получила, сыграв Жанетту Петровну Сельскую в сериале «Возвращение Мухтара». После этой роли её полюбила вся страна. Сегодня день актрисы расписан по минутам — перелёты, переезды, концерты, съёмки, творческие встречи. Она играет в успешных антрепризных спектаклях, ведёт популярную программу «Вкусно» на телеканале «360», записала несколько альбомов и даже написала книгу про путешествия. Но даже среди путешествий она находит время для своих поклонников и дала новогоднее интервью редакции сайта Рravda-nn.ru.
Далёкие страны
Недавно актриса вернулась со съемок картины «Счастливый билетик» в Анталье, в Москве её ждали съёмки шестого сезона сериала «Скорая помощь», а впереди — гастрольный график без единого выходного.
— Оксана, «Скорая помощь» — один из любимых сериалов зрителей. Что нового преподнесёт нам в нём ваша героиня?
— Я появляюсь там как мать одного из главных героев – дама с необычным даром и необычным поведением, познакомившись с которой зрители поймут, какой на самом деле Витя Ушаков — от какой яблоньки яблочко упало. Мне нельзя раскрывать сюжет, но по тому, что я сказала, вы можете предположить!
— Ваши героини то нежные и скромные, то страстные и безбашенные. Какие образы вам ближе?
— К каждой новой роли я подхожу так, как будто бы это самая ожидаемая моя работа. И неважно, это сериал на тысячу пятьсот серий и судьбоносный персонаж, или сквозной герой и роль второго плана. Я влюбляюсь в свою героиню. Я люблю любые жанры, потому что для меня, как для актрисы, важно играть и драму, и лирику, и трагедию и, конечно, комедию.
— Среди ваших ролей есть эзотерик и астролог, а верите ли вы в звезды?
— Я верю в Бога и в божье предназначение, а звезды — это математика! Это наука, и как любая наука, она есть независимо от веры человеческой. Так что ответственность за себя и свои поступки я не вешаю на положение звёзд.
— В фильме «Перестройка» вы поражаете идеальным английским. Чем вам запомнилась эта работа?
— Огромный опыт работы с американскими артистами. Это другая школа, другой формат съёмок, другой подход, это тренинг. Да и любая картина для меня — тренинг. А «Перестройка» стал для меня ещё и отличным тренингом в языке.
— Чем отличается съёмочный процесс у нас и там, за рубежом? Кто из зарубежных коллег поразил вас больше всего? Пьер Ришар, с которым вы играли в «Парижанах», или Мюррей Абрахам в «Перестройке»?
— Конечно же, на меня произвело впечатление отношения к работе, и, кстати, ко мне, Мюррея Абрахама. Мы с ним… вот я сейчас скажу «подружились», все будут думать, что раз подружились, то каждый день созваниваются. Нет, у артистов кино так не получается. Но если ты на время съёмок с кем-то подружился, то через годы можно встретиться, и общение вернётся на ту точку, на которой остановилось. Абрахам мне очень помог. Если в России пока нас гримируют, мы стоим и подбрасываем друг другу текст, придумаем какие-то интересные штуки, то у американцев такого нет. Они работают каждый за себя. А Мюррей сказал — я бродвейский, театральный, православный и я обожаю русскую школу! И проговаривал со мной все тексты. Мы очень долго общались, и от этого наши отношения в кадре наполнены дружбой. Он — невероятный потрясающий артист, чудесный и замечательный партнёр. А когда я снималась в фильме «Парижане» с Пером Ришаром, он выходил на съёмочную площадку ровно в тот момент, когда говорили, что можем снимать. Выходил, отрабатывал свой текст и уходил в вагончик. К общению не располагал никого. Как мне рассказали французские коллеги, он крайне редко с кем-то общается. Но человек имеет право выбрать каких-то людей и общаться только с ними.
— После сериала «История Гонконга» вы не просто выучили китайский, но и поёте на нем! Как вам удалось в такой короткий срок овладеть сложнейшим языком?
— На любом иностранном языке петь намного проще, чем говорить, особенно если человек музыкальный. Как только я сошла с трапа самолёта, я полюбила Китай с первым вздохом. Я завела себе блокнотики и стала вести словарик с транскрипцией. У меня был только один партнёр русский, остальные — китайцы, и вся группа была потрясена, что я хочу научиться говорить на китайском – все мне стали помогать. В Китае язык музыкальный и одно слово, например «ма» в четырёх разных интонациях имеет разные значения — мама котёнок, лошадь и шапка-кепи. Это очень интересно, и за этот интерес меня полюбили, потому что всем приятно, когда человек хочет говорить на их языке. К сожалению, пандемия внесла свои коррективы, язык, если на нём не говоришь, начинает утихать. Я жду, когда можно будет уже поехать в Китай, чтобы снова поговорить по-китайски!
— В этом фильме показана долгая жизнь вашей героини, что было интереснее — юная и полная надежд девушка или старушка?
— Это сага жизни на примере двух семей — английской китайской, если китайская пара была заменена другими актёрами в среднем возрасте, то я продолжала играть свою героиню до старости и это перевоплощение из одного в другой возраст — а ей 86 — невероятный фантастический и неповторимый интереснейший опыт жизни.
Магия цвета
— В нескольких картинах, в том числе и в «Истории Гонконга» вы — блондинка, и выглядите там как классическая голливудская звезда. Почему вы остановились на ярко-рыжем цвете, который сегодня стал вашим фирменным?
— В «Красной площади» я была шатенка, меня перекрашивали специально. В «Нахалке» — из рыжего в блондинку. Когда я там играла, у меня продолжались съёмки в «Мухтаре», и я надевала рыжий паричок. В итоге на рыжем не я остановилась, а продюсеры и режиссёры! После того, как меня впервые покрасили в рыжий, на каждом новом проекте говорили – ни в коем случае не перекрашивайся. Так что это не мой выбор, но я к нему привыкла. Хотя могу быть любой — я мечтала лысой сняться, но никто не предложил! Обриться для роли налысо я не считаю подвигом или жертвой — это профессия.
— В фильмах часто вы — сотрудник органов, даже замначальника МУРа в «Красной площади». Как случилось, что вы попали в «ментовское» кино?
— Я не считаю, что попала в «ментовское» кино. Нужен был определённый типаж. Что касается «Красной площади», должен был снимать другой режиссёр с другой актрисой. Рауф Кубаев позвонил мне и спросил, хотела бы я сниматься. Я согласилась. Для успеха нужно точное попадание и вера режиссёра в артистку. Он был во мне уверен, только велел перекраситься в каштановый цвет! Только самые талантливые режиссёры могут представить, как будет выглядеть тот или иной артист в усах, с бородой, или без усов и без бороды.
Спасибо, Мухтар!
— Рауф Кубаев был и первым режиссёром «Мухтара» — тогда никто не предполагал, что этот сериал станет таким долгоиграющим проектом. Что он дал вам?
— Я благодарна Богу и судьбе за этот сериал. Там ведь тоже должна была сниматься другая актриса, но накануне съёмок мне позвонили Александр Полынников и Рауф Кубаев — они снимали «Мухтара» для телеканала Россия в декабре 2001, и они настояли, чтобы взяли меня. Благодаря этой роли я стала любимой артисткой миллионов зрителей и сыграла после этого невероятное количество ролей. А Жанетта стала моей визитной карточкой. Мне приятно, что уже взрослые люди подходят и говорят: «Оксана Михайловна, я в детстве, не отрываясь, смотрел «Мухтара». Недавно в Турции подходили девочки: «Боже, вы живая! А можно потрогать! Все детство моё прошло с «Мухтаром» с вами, можно сфотографироваться?» Конечно, можно! Я только счастлива!
— В сериале «Нахалка» вы поразили зрителей сценой с битвой. Вы владеете боевыми искусствами? Где вы научились технике боя?
— Вот тут я разулыбалась! Дело в том, что наш Юра Музыка, режиссёр, потрясающий постановщик трюковых сцен. Там был у меня дублёр — просто так мастерски всё снято, что все думают, что это делаю я. Не я! Мои там только крупные планы. Как же приятно! Это я расцениваю как огромный комплимент, и мне, и всем, кто делал эту сцену! Спасибо вам большое (смеётся).
— Наш выпуск выйдет накануне Нового года, многие зрители в восторге от ваших кулинарных передач «Вкусно» и рады готовить с вами. Какое блюдо вы бы посоветовали приготовить?
— В этом году кролика лучше не готовить. Конечно же, все будут готовить блюда из морковки, из капустки, делать тортики в виде зайчиков, посыпать кокосовой стружкой. Попробуйте салат из морковки, отварная она будет прекрасна на гриле, а главное — импровизируйте. Зайдите в интернет, откройте программу «Вкусно», выберите себе рецепт, какой вам первым попадёт, и приготовьте это блюдо. И будет вам счастливо и вкусно на все триста шестьдесят градусов!