Ольга Петрова: «Ввести пятидневку в обычных школах можно без проблем уже со следующего учебного года»
Газета "Нижегородская правда" №16 от 10.03.2021
Подписка на газетуРадостная новость в начале весны подоспела для учеников и их родителей: в школах Нижегородской области введут пятидневку! Губернатор Глеб Никитин уже поручил региональному министерству образования начать подготовку к этому переходу.
Впрочем, это не единственное нововведение, которое запланировано в сфере образования. О борьбе со второй сменой, возможном объединении школ, цифровых технологиях в обучении и школьном питании мы побеседовали с министром образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области Ольгой Петровой.
Мечты сбываются
– Ольга Викторовна, среди школьников и их родителей сейчас только и разговоров, что о переходе на пятидневку. Скажите, как быстро удастся его осуществить и как изменится нагрузка школьников в этом случае?
– Мечта о пятидневке у меня существует на протяжении последних пяти лет, с тех пор как мой ребёнок окончил начальную школу. Я считаю, что и детям, и родителям, и педагогам очень важно полноценно отдыхать.
Как выстраивается день школьника сейчас? Ребёнок рано уходит в школу и рано возвращается, и его нужно чем-то занять. В итоге его везут на множество дополнительных занятий: плавание, танцы, кванториум и т. п. Школьник возвращается домой в 7 – 8 вечера и до 11 делает уроки. Многие дети начинают сопротивляться такой перегрузке: возникают нервные расстройства, конфликты с родителями. Дети не успевают полноценно учиться, им начинают брать репетиторов. Многие родители старшеклассников рассказывают, что дети после школы просто ложатся и спят по два-три часа.
Особенно важна пятидневка в сельских школах. Сейчас ребёнка уже в час дня привозят на школьном автобусе домой – в деревню, где ему нечем заняться, где даже интернета нет. Так почему же не привезти его на том же автобусе на два часа позднее? А в субботу пусть поспит подольше и по хозяйству поможет. А городской ребёнок сможет посвятить субботу дополнительному образованию, включая занятия спортом.
Шестидневка тяжело отражается и на учителях, которые не успевают восстановиться за один выходной.
– Но всё равно для нашей школьной системы уход от неё – это практически революция…
– Я рассматриваю пятидневку с ракурса перестройки этой системы. Я знакома с западной системой образования, где дети учатся пять дней в неделю: уходят в школу в 8 часов утра, приходят в пять вечера. И у родителей нет проблемы, кто заберёт ребёнка из школы в 12 часов дня, кто его накормит и чем он будет заниматься. Не во всех семьях есть неработающие бабушки и дедушки или возможность нанять няню. Даже продлёнка в начальной школе не решает проблему, потому что нет возможности принять всех детей.
В среднем звене ребёнок должен учиться общаться, работать в группах, участвовать в конференциях, делать доклады. Для этого должна проводиться внеучебная деятельность. На западе дети достаточно рано начинают заниматься проектной работой в группах, они сами анализируют, рассуждают, и данные компетенции у них формируются намного быстрее.
– А как быть со школами, где более углублённая образовательная программа? Смогут ли они уместить свои занятия в пять дней?
– Конечно, школы-шестидневки имеют право на существование, но не в общей массе. Возможно, останется часть городских школ, которые будут обучать учеников по усиленной программе и останутся на шестидневке.
Перестроиться на пятидневку можно на уровне самих школ. Конечно, для этого придётся чуть пересмотреть концепт, правильно составить расписание. Есть школы, где уже внедрена пятидневка. Попросим их поделиться опытом, научить и показать. Силами Нижегородского института развития образования (НИРО) будем организовывать программы повышения квалификации для сотрудников, которые занимаются составлением расписания в школе.
– Когда же произойдёт заветный переход?
– Считаю, что ввести пятидневку в обычных школах можно будет уже со следующего учебного года. Мы разрабатываем дорожную карту процесса перехода, и я уже попросила НИРО разработать методические рекомендации по составлению расписания для школ разного уровня.
«Мы помощники, а не диктаторы»
– Ольга Викторовна, месяц назад вы заняли пост министра образования региона. Кроме пятидневки какие ещё нововведения планируются?
– Система образования региона в целом работает очень хорошо. Но однозначно будем менять систему повышения квалификации педагогов. Надо уходить от сложившейся практики, когда учитель проходит повышение квалификации вместо проведения уроков, на неделю выпадая из школьного расписания. Происходит замена учителей, путаница с домашними заданиями, отмена уроков. Менять систему будет непросто, но есть опыт, понимаю, как это сделать.
Можно увеличить временной период прохождения повышения квалификации, выделив определённые дни. Например, в методический день или в субботу, благо она высвободится после введения пятидневки, и ввести модульную систему. Главное, что вся управленческая структура должна быть для учителей и для детей, для образования. И мы только помогаем, создаём инфраструктуру. Мы помощники, а не диктаторы.
– Как ещё вы хотите помочь школам?
– С целью повышения качества образования предполагаю, что будет необходимость возвращения к концепции присоединения слабых школ к средним или объединения двух школ с невысокими образовательными результатами. Такие школы не надо присоединять к сильным – это абсолютно разные методики и разные уровни. Но если в одной школе сильный математик, а в другой сильный физик, то, объединившись, школы смогут давать более сильные результаты по обоим предметам. Например, в Сормовском районе есть сильный консорциум из девяти школ. К этой системе можно присоединять садики и техникумы, которые будут забирать детей после 9‑го класса на конкретные рабочие профессии. Для тех, кто пойдёт в 10 – 11 классы, есть своя профориентация.
Поскольку я много времени проработала в системе высшего образования, это позволяет мне видеть комплексно образовательную экосистему, в которую входит и наш замечательный Научно-образовательный центр. Наши нижегородские вузы закрывают всю нишу образования, можно поступать на любое направление – IT, промышленность, лингвистика, сельское хозяйство, водный транспорт, творчество. Можно трудоустраиваться по самым разным направлениям – у нас очень разнообразный рынок труда. Работодатели открыты к сотрудничеству, к помощи, они заинтересованы в результате, кадрах, высокой квалификации сотрудников. Есть прекрасные примеры взаимодействия работодателей с колледжами и вузами, например, Выксунский металлургический завод, ГАЗ. И эту работу мы будем продолжать.
«Задача – быть первыми»
– Наш регион активно участвует в реализации нацпроектов. Как это помогает системе образования?
– Задачи, которые поставил мне губернатор, – быть первыми во всех инициативах. Сейчас вся наша экономика развивается в логике нацпроектов, и все они плотно переплетены. И система образования может развиваться не только в рамках своего нацпроекта. Например, можно строить школы по программе развития сельских территорий, оператором которой является министерство сельского хозяйства. А мы в свою очередь, используя региональный бюджет, можем построить небольшой детский садик семейного типа в зоне сельскохозяйственного предприятия, чтобы семьи с детьми не уезжали из села.
Министерство спорта курирует развитие инфраструктуры для мини-футбола в школах, и они могут содействовать нам в создании спортивных площадок. Мы интегрируемся, и это взаимодействие сейчас очень развито у нашего правительства. Команда правительства региона очень сильная, все настолько сплочены, что помогают во всём.
– Нижегородские школы участвуют даже в нацпроеткте «Цифровая экономика». Что это даёт ученикам?
– Сейчас многие родители боятся словосочетания «цифровая образовательная среда». Пережитый во время дистанта стресс привёл к страху, что школы перейдут на него навсегда. Но этого не произойдёт никогда! Школа – это только живое общение, глаза в глаза. Даже взрослые крайне редко доводят до конца онлайн-обучение, что уж говорить о детях. А цифровая образовательная среда создаётся лишь для более комфортного очного образования – это оснащение школ компьютерами, интернетом, чтобы был доступ к дополнительным материалам. Учитель просит пройти онлайн-тест не вместо очного урока, а в дополнение к нему. Это только проверка, усвоил или не усвоил ребёнок материал.
– Ещё одна волнующая родителей тема – качество школьного питания. А если дети будут находиться в школе дольше, то этот вопрос выходит на первый план.
– Да, горячее питание – горячая тема. И мы работаем над ней. Буду встречаться с директорами школ, усилим родительский контроль. Попросим детей фотографировать и выкладывать блюда. Многие говорят, что ребёнок не ест в школе – но ведь дома дети очень часто привередливы в еде! Попробуйте дома в течение недели делать такое разнообразное меню, как в школьной столовой. Качественное, из свежих продуктов, полностью сбалансированное и высчитанное по содержанию полезных веществ – вот главные критерии. А есть рецепты блюд, которые только в режиме общепита получаются такими вкусными: запеканка картофельная, наваристый гороховый суп или каши. Это вкус детства!
Мощная поддержка
– В последнее время много говорят о том, что школа – это не только образование, но и воспитание. Как вы планируете выстраивать молодёжную политику?
– Это только общение, только встречи. Сейчас до такой степени все хотят общения – поговорить, обсудить, выработать согласованную позицию.
Недавно мы вместе с заместителем губернатора Давидом Валерьевичем Мелик-Гусейновым встречались с творческой молодёжью. Нам пожаловались, что негде заниматься. Но у нас столько инфраструктуры в университетах! Недавно открывшийся центр молодёжи «Высота» – это суперактивное пространство. Но, конечно, одного этого пространства на всех не хватит. У нас 150 тысяч человек активной молодёжи: 60 студенческих отрядов, 50 волонтёрских. Нужны и другие пространства. И мы будем создавать их и развивать.
– Дети в наше время испытывают серьёзные психологические нагрузки: жизнь ускорилась, со всех сторон обрушиваются огромные потоки информации, которые надо правильно воспринимать. Как им можно помочь?
– Будем развивать институт психологов в школах. Школьные конфликты иногда перетекают в трагические случаи, и психологи должны это вовремя увидеть. В Приволжском медуниверситете уже есть хороший опыт в этом направлении, и мы начинаем усиливать эту инициативу на уровне региона. Не все дети советуются с родителями, поэтому должен быть наставник, который поможет, расскажет. Хорошую модель наставничества показал недавно созданный в Нижнем Новгороде «Хулиганодом» – уникальное пространство, аналогов которому нет в стране.
– Аналогов в России нет и «Школе 800», которая в этом году должна принять учеников…
– Да, это один из самых амбициозных наших проектов. На нашем регионе будет апробирована система новых школ России. «Школа 800» – это и новые места, которые очень нужны, потому что долгие годы ничего не строилось. Подача заявлений в школу начнётся летом, когда будет получена лицензия.
– Для таких глобальных планов очень важна поддержка окружающих. Желаем, чтобы рядом были люди, которые с вами на одной волне.
– Я сейчас много встречаюсь с людьми на местах. Все очень душевные, все хотят создавать. Недавно мне на одной встрече пожелали сохранять улыбку как можно дольше. Улыбка будет всегда сохраняться вопреки всему! Образование должно быть с душой, с любовью.
Все хотят развиваться, надо только направлять самореализацию. Мы должны нести только позитив – развивать, учить, показывать, сколько можно всего достичь, добиться и сделать. Нужно сломать образ чиновника как консерватора.
Я всегда говорю, что руководители школ, техникумов должны гореть, только тогда за ними пойдут. Нет в системе образование других людей, она их выталкивает. Маленькие зелёные оазисы превратятся в большой сад и в совокупности создадут уникальную систему образования. И это наша общая подпитка. Когда у родителей спокойная душа за ребёнка, он создаёт и творит много больше.
– У вас двое детей-старшеклассников. Как они отнеслись к тому, что мама стала министром образования?
– Дети учатся в 8‑м и 9‑м классах. Безусловно, им стало сложнее, потому что их стали воспринимать как детей министра. Во взаимоотношениях с детьми для меня самое главное – взаимопонимание и ощущение единства. Для этого необязательно находиться всё время рядом, можно и на расстоянии постоянно ощущать связующие нас ниточки, в течение дня постоянно поддерживаем друг друга. Мои дети для меня самая мощная поддержка во всех вопросах.