Психолог Попова рассказала, как развить в себе творческие способности
Газета "Новое дело" №29 от 25.07.24
Подписка на газетуЗачастую нам кажется, что творческими способностями обладают только люди креативных профессий – художники, дизайнеры, актёры, писатели. В действительности сейчас именно творческие способности становятся ключевым навыком при приёме на работу. И именно они отличают нас от нейросетей и компьютеров. Так в чём же заключаются эти творческие способности? Как их развивать? И в чём их преимущество? Об этом мы поговорили с психологом Марией Поповой.
Рабочий настрой
– Что такое творческие способности? Всегда ли это только про склонность к творчеству и рисованию?
– Это способность отступать от привычных схем поведения. И, экспериментируя, создавать что-то новое.
Это может быть непродуктивная деятельность, например, как у детей. Ребёнок видит мир по-своему. Видит берёзу и говорит, что это ресницы Земли. В этом и отличие линейного мышления от творческого.
Линейное мышление – это мышление по алгоритму. Когда старую схему ты применяешь в похожих ситуациях. А творческо-креативное мышление – это когда у тебя есть затык и ты можешь найти из него свой выход, отличный от привычных схем.
– Как творческие способности, проявляющиеся в детстве, могут помочь потом, во взрослом возрасте?
– Возьмём современные профессии. Всё, что связано с нейросетью. Чат-боты, например, берут на себя часть функций человека. Я знаю лично, когда чат-боты заменяют базовые HR-функции в компаниях. При найме там, где сидели 10 девочек, сейчас чат-бот, который задаёт вопросы и делает по алгоритму отсев кандидатов, стартовый. А это что означает? Люди будут нужны на профессии, с которыми машина вряд ли справится. И профессии будущего, там, где действительно останутся люди, в основном будут связаны с созданием нового.
– Что же это за профессии такие – профессии будущего?
– Где есть нестандартная задача и нужно придумать решение, которого до тебя не было. Тебе нужно найти решение самому, а не применить чей-то алгоритм. Зачем на алгоритмах использовать дорогой труд человека, если можно создать компьютерный алгоритм и заставить его за тебя работать? То же самое на заводах. Очень много автоматизированных функций. Где сидели 10 человек, сейчас работает один робот и обслуживает всю линию. Люди, работавшие раньше на этих местах, действовали по алгоритму. Поэтому оплачиваемые профессии будущего, как минимум, связаны с тем, что человек умеет создавать новое, а не действовать по шаблону.
Сфера знаний
– Где сейчас больше всего уделяется внимания творческому мышлению? Как его используют в больших компаниях?
– Сейчас очень большое значение уделяется креативным командам. В корпорациях, в которых я работала, при создании продуктов практически нет одиночек. Там есть коллаборационный угол, когда команды собираются, приходят эксперты из разных подразделений и обсуждают много идей. Например, на сессии в «Тойоте», в отделе по развитию качества автомобиля, присутствуют маркетологи и люди вообще из других сфер. Зачастую именно наивные люди, не знающие чего-то о конкретной сфере, предлагают очень неожиданные идеи, потому что у них в голове нет схемы, как должно быть.
– Какие ещё умения могут помочь творческому мышлению и заодно получить успех в своей сфере?
– Умение подпитываться через участие в разных сообществах, участие в разных креативных обсуждениях – тоже часть творческого мышления. Кто в одиночку придумает что-то стоящее? Никто. Все самолёты или спектакли создаются в команде. Поэтому – умение работать в команде, а не только голосить, как петух, про своё, умение слушать чужие идеи.
Творческая жилка
– Если отойти от чисто прикладного характера, в чём выражается творческое мышление?
– Творчество – это не только про создание нового продукта, это ещё про способ жизни. Это про умение свою жизнь проживать таким образом, чтобы у тебя всё время было обновление, чтобы ты каждый раз умел заметить изменения. Ты не всю жизнь действуешь так, как будто у тебя день сурка и каждый день похож на предыдущий, а вносишь новизну и разнообразие в свой опыт. Можно 10 лет ездить на один и тот же курорт в Турции. Это линейное мышление. А можно пойти сегодня в горы, завтра в поход, послезавтра – полететь на воздушном шаре. Это фантазии, конечно, и условности. Но обогащение своего жизненного опыта – это творческая функция уже взрослого человека, который говорит «я не хочу как раньше, я хочу, чтобы у меня всё время в жизни происходило что-то другим способом и не так, как я умел раньше».
– Это получается такой своеобразный способ развить в себе уже творческие способности, будучи взрослым?
– Это и способ развить, и проявление таких способностей. Как распознать творческого человека? Ты его не видел месяц, а ощущение, что человек прожил какой-то вообще уже другой кусок жизни.
– Если человек, допустим, вырос, и в детстве его творческие способности больше подавлялись, как ему во взрослом возрасте вернуть себе способность придумывать новое и нестандартно мыслить?
– Самое банальное, что подходит и для взрослых и для детей, – быть внимательнее в ситуациях, где нет схемы действия или готового какого-то шаблона мышления. Когда в ситуации тебе предлагается какое-то решение, а ты пробуешь сам его перекроить под себя или придумать заново. Например, тебе предлагают – поехали на вечеринку, там будет новая компания. По шаблону мысли – ой, ну там будет новая компания, я буду нервничать, не поеду. И тогда у тебя всю жизнь будет одинакое окружение. Может, это и хорошо, но для развития этого мало. Поэтому для развития творческих способностей лучше ехать на такие вечеринки – чтобы попасть в ситуацию, где нет шаблона действия.
– Что ещё помогает развить в себе способность нестандартно мыслить?
– Творчество очень сильно зависит от полимодальности. Объясню этот термин. Полимодальность – это способность развития всех органов чувств, если простым языком. Условно, ребёнок говорит: «Я вижу, как собака бежит» – это одномодальность. А если попросить ребёнка описать звук бегущей собаки – это полимодальность. Не только видеть картинку, но и представлять её музыку и запах. То есть мир видится через разные ощущения и разные органы чувств. У Скрябина, например, был цветной слух. Он видел какой-то цвет, и у него возникали музыкальные фрагменты.
– Получается, во взрослом возрасте многое упирается в личностный опыт?
– Очень важно развитие своего опыта. Здесь есть ключевая подсказка – важно искать и разнообразие, и новизну, и сложность. Чтобы разный опыт не содержал похожих компонентов. Например, я 20 лет хожу в горы, я молодец, это риск, это интересный опыт. Это отлично, продолжай, это твоя колея. Но это повторение того, что уже было. Нужно пробовать ходить и в горы, и в театр. Откуда берутся новые продукты в холодильнике? Мы комбиниурем свой рацион. Также и с жизненным опытом. Он состоит из разных непохожих компонентов.
– Значит, нужно кроме поиска нового уметь комбинировать новое и старое, своё и чужое?
– Если посмотреть на какой-то творческий знаменитый продукт, например, на самолёт, то станет понятнее. До того как изобрели самолёт, люди пытались, пусть коряво, придумать летающий объект. У него были намётки двигателей, но каждый раз его улучшали. Мы же всё равно улучшаем предыдущее, комбинируем то, что уже есть, с чем-то новым. Так же происходит с новым опытом. Это ведь не просто дар, когда ты сидишь и у тебя вдруг в голове появляется новая идея. Никакая мысль не появится, если у тебя нет в голове разнообразной мозаики, из которой идея создаётся. То, что называют насмотренность-наслушанность. Эта насмотренность-наслушанность – один из компонентов опыта, компонентов креативности.