Психолог Светлана Митина: «В нежном возрасте ребёнок ещё совсем не умеет общаться»
Газета "Новое дело" №5 от 09.02.23
Подписка на газетуМногие родители переживают за своих детей, если те не могут наладить контакты среди ровесников: «Может, с ним что-то не так? Может, у него проблемы с ребятами?». Одни даже берутся насильно знакомить чадо с другими детьми. Другие пускают дело на самотёк, считая, что рано или поздно ребёнок сам во всём разберётся. Какая позиция более верна? В каких случаях действительно стоит переживать? И как помочь своему ребёнку научиться дружить со сверстниками? Мы поговорили с детским психологом Светланой Митиной и выяснили, почему одни дети легко находят товарищей, а другие сталкиваются с трудностями в общении.
Родительское наставление
– Для детей бывает непросто начать знакомиться с другими ребятами. Стоит ли взрослым как-то вмешиваться в этот процесс или им лучше наблюдать со стороны?
– Начнём с того, что в нежном возрасте ребёнок ещё совсем не умеет общаться. Конечно же, родителям стоит помогать, потому что, по сути, весь опыт, который ребёнок получает, он получает от каких-то других людей. Здорово, если он получает этот опыт от людей близких, значимых, любимых, которые желают ему исключительно добра. Потенциально предполагается, что такими людьми являются родители, поэтому, конечно, здорово, если родители помогают.
– А в каком возрасте примерно у детей начинается период социализации и первой дружбы?
– Маленькие дети начинают играть вместе и тянуться к другим детям лет с трёх, у всех это немножко разные периоды. Так или иначе, где-то к трём годам возникает интерес именно к сверстнику. Не к игрушке, которая у другого мальчика в руках, а именно к человеку. Но эмоциональная сфера ещё незрелая – ребёнок не умеет проживать нормальные эмоции. Сильные чувства его просто разносят, он может плакать, потому что сильно расстраивается, и это нормально.
Да, он может очень сильно злиться и толкаться. Он ещё не умеет выражать свои чувства адекватно. Ещё не у всех настолько развита речь, чтобы можно было формулировать, что я чувствую, что я в связи с этим от человека хочу. А именно это и является залогом нормального общения. Конечно, ребёнку может быть сложно в этом смысле, и родители помогают ориентироваться, помогают проживать эмоции и так далее.
– Получается, умение общаться у ребёнка напрямую зависит от его родителей?
– В целом, пока дети маленькие, они не очень-то свободны в своих передвижениях, в своём выборе, и поэтому среду для общения выбирают родители. Она может быть не всегда подходящей – например, у всех маминых подруг дети – мальчики, сильно старше меня. Мне было не очень с ними комфортно. Я не могу сказать, что с ними дружила, скорее, это было противостояние. А те люди, с которыми мне нравилось играть, были очень часто не в доступе, то есть мы крайне редко виделись и у нас не было возможности построить устойчивые отношения.
Если у ребёнка нет какой-то постоянной детской среды, в которой он вращается и общается, то ему, возможно, будет сложно завести какие-то основательные отношения. В этом смысле это ответственность родителей – обеспечить ребёнку эту среду, не только свои интересы учитывать.
Например, «я люблю гулять со своей подругой Машей, поэтому мой сыночек будет дружить только с Машиной дочкой». Возможно, у детей волшебный контакт не случится, дружбы не получится.
Вредные советы
– Но бывают же дети, которым просто тяжело знакомиться, общаться. Это природная застенчивость или есть какие-то иные причины?
– Бывает так, что ребёнку сложно общаться, потому что, например, нет в семье традиции активного взаимодействия с другими людьми. Бывают очень камерные семьи, которые мало с кем общаются и мало куда ездят. Такому ребёнку во внешнем мире может быть сложно и небезопасно. Потому что он не знает, как к людям подбираться и что с ними делать. Бывает так, что для ребёнка небезопасно общаться с ними, потому что взрослые каким-то образом это транслируют. Пугают его чужими детьми и взрослыми, или есть какой-то другой опыт, который сдерживает коммуникации. Но чаще всего это отсутствие опыта.
– Часто бывает, что ребёнку больше нравится общаться со взрослыми. Родители объясняют это тем, что он по развитию опережает своих одногодок и ему с ними скучно. А чем вообще опыт общения со сверстниками отличается от опыта общения с родителями?
– Если ребёнок много общается с людьми старше него – с родителями и старшими братьями, то с ровесниками ему часто бывает либо неинтересно, либо сложно, потому что со взрослыми людьми не нужно напрягаться, всё проговаривать. Они и так всё понимают и легко уступают.
Когда нет опыта общения с другими детьми в сопровождении взрослых, которые помогают разруливать конфликты, контролировать эмоции, тогда очень сложно получается взаимодействовать. Со сверстниками неприятно – нужно объяснять, иногда самому где-то уступать. Зачем с ними общаться, если можно общаться с бабушками, дедушками, тётушками, со старшеклассниками или совсем малышами, с которыми тоже легко договариваться, которые особо не протестуют, и так далее.
– Как же тогда родителям научить детей общению?
– Ребёнок видит: вот есть человек, похожий на меня. Что с ним делать? Ему непонятно, с какой стороны подойти. И тут родители могут заметить интерес к кому-то или к чему-то, найти повод для общения.
Изначально интерес человека может возникать через какую-то деятельность, через предмет, игрушку. Потом постепенно уже от этого переходит именно к личности и непосредственно к отношениям, которые рождаются в какой-то совместной деятельности.
В этом смысле родители могут как-то стимулировать эту деятельность. Предлагать ребёнку что-то поделать вместе с другими детьми, обращать внимание на тех, с кем ребёнку комфортно, попытаться понять, почему и так далее.
– Насколько для ребёнка важно вообще социализироваться и научиться общаться? Ведь есть люди, которым комфортно и без общения.
– Люди в принципе социальные существа, и для них абсолютно нормальна потребность в контактах с другими людьми. Если же потребность отсутствует и человеку кажется, что ему никто не нужен, это, скорее, нездоровая история. Это не значит, что так жить нельзя. Так жить можно, но достаточно сложно. В общем, достаточно грустно находиться в одиночестве. Одинокие люди, как правило, находятся в сниженном эмоциональном состоянии. Часто это какое-то депрессивное состояние или преддепрессивное. Для функционирования психики это очень важно.
– Получается, несмотря ни на что, общение остаётся основой жизни человека?
– Какие бы ни развивались технологии в обществе в целом, никогда не будет такого момента, когда не будут котироваться навыки коммуникации. Всё равно всё решается через людей, человеческий фактор очень много значит. В целом, если есть навыки общения, это очень сильно облегчает жизнь и удовлетворяет самые разные потребности, которые не обязательно связаны с людьми напрямую.
– Есть ли какие-то тревожные звоночки в общении ребёнка со сверстникам, которые говорили бы о том, что родителям стоит обратиться к психологу за помощью?
– Единственный тревожный звоночек, который может насторожить родителей, – это то, что ребёнку плохо. Ему может быть нормально без большого количества друзей, у него может быть один качественный, классный друг. Если ребёнку плохо, он ничему не радуется, ничего не хочет, видно, что ему не по себе – это тревожный звоночек. Если у ребёнка всё в порядке, но родители переживают, вдруг с ним что-то будет не так или вдруг он не научится общаться, то, возможно, это тревоги родителей. Тут есть смысл пойти к специалистам и прояснить, кому на самом деле тяжело в этой ситуации.
Ранее сайт Pravda-nn.ru cообщал, что психолог рассказал о важности самоанализа для душевного здоровья.