Детский психолог Светлана Митина: «Иногда стоит пропустить грубые слова мимо ушей»
Газета "Новое дело" №28 от 21.07.2022
Подписка на газетуИногда маленькие дети, совершенно неожиданно для своих родителей, говорят грубые и бранные слова. Можно представить себе реакцию родителей, особенно если дома подобные выражения не в ходу. Одни начинают ругать ребёнка, другие пытаются делать вид, что ничего не произошло, в надежде, что подобное больше не повторится. Однако эти надежды очень часто не оправдываются. Как следует вести себя родителям в этой ситуации? Запрещать и наказывать или пускать на самотёк? Детский психолог Светлана Митин объяснила, что делать, если ваш ребёнок внезапно начал ругаться матом.
Злой язык
– В жизни многих родителей случается момент, когда ребёнок вдруг выдаёт вслух грубое ругательство или даже матерное. Как реагировать родителям в этом случае?
– Зависит от контекста – какой ребёнок, кому и что именно он сказал, в какой ситуации. Если ребёнок просто так повторил это слово – один разговор, если он выругался в каком-то контексте – совсем другой.
Допустим, ребёнок просто стал вдруг повторять с садиковского возраста какие-то слова, которые родителям не понравились. Если это неподходящая ситуация, иногда стоит действительно проигнорировать и пропустить грубые слова мимо ушей. Просто поставить себе галочку, что да, ребёнок знает эти слова, скоро у нас состоится разговор и что время пришло. Это сигнал, чтобы не проигнорировать и забыть, а чтобы понять, что в жизни ребёнка происходят какие-то новые процессы.
– А как тогда с ребёнком об этом говорить?
– Если ребёнок говорит какое-то нецензурное слово в контексте, то есть он играл, прищемил палец и говорит «б…ь», например, я бы подошла и сказала: «Слышала, ты прищемил палец, тебе было очень больно, и ты сказал грубое слово». Я бы повторила это слово, честно. Это тот самый шаг, который многим родителям, скорее всего, не подойдёт, потому что это для многих просто вообще ужас: как, сказал грубое слово при ребёнке! Я бы сказала это слово и тем самым показала бы, что я его тоже знаю и в этом ничего ужасного нет. Да, это просто слово. Но дальше я бы пояснила: «Знаешь, мне это слово не нравится. Некоторые люди действительно говорят его, когда разозлились очень сильно и когда им стало больно, но это слово грубое, и мне сейчас было неприятно его слышать. Если ещё раз что-то случится, постарайся, пожалуйста, сдержаться. Это действительно слова, которые многим людям слышать неприятно, но мне – в первую очередь». Это такая спокойная просьба, в которой нет никакого ужаса, кошмара и напряжения. Просто ребёнку дают понять, что этот вариант не подходит.
Спокойствие, только спокойствие
– Получается, главное в этой ситуации – оставаться спокойным и не ругать ребёнка?
– В случае если взрослые отреагируют бурно и начнут возмущаться: «Ты что такое сказал?!», у ребёнка, скорее всего, возникнет логичный вопрос: «Что же это за слова, что родители так реагируют?». Учитывая то, что он даже не знал, что это слово может вызвать такой общественный резонанс. В большинстве случаев бывает так, что ребёнок ещё не в курсе, как это работает. Тогда возникают напряжение и вопросы, а ещё – соблазн повторить и вывести взрослого на эмоции.
Если с родителями отношения, допустим, не очень, или ребёнок настолько маленький, что он коллекционирует способы привлечения внимания, то он поймёт, что может ещё раз употребить это слово и получить определённую реакцию, ввести родителей в какое-то состояние. Или ребёнок может напрячься, потому что ему не объяснили, что это слово значит и почему его говорить нельзя, но поймёт, что сделал что-то страшное. Зона неопределённости всегда вызывает тревогу. Поэтому я предложила первый способ, когда взрослый проговаривает, что ему это слово слышать неприятно.
– Получается, лучше не запрещать говорить грубые слова?
– Вообще ребёнку никто не запретит это слово повторять. Наоборот, желание это делать может возникнуть, именно если это будет что-то запретное. То есть у ребёнка будет желание выразить протест. Когда это слово не запрещено, но оно просто одно из неприятных, тогда как бы соблазн исчезает. Это примерно то же самое, что ребёнок толкнул родителя или щипнул больно. В такой ситуации можно сказать: «Ты меня щиплешь, а мне это неприятно. Пожалуйста, не делай так». И ребёнок понимает, что это неприятно ему, так не надо делать.
– А что делать, если ребёнок принёс слова из садика? Повторяет, а смысла не знает?
– Если ребёнок маленький, принёс домой шесть слов, сидит катает машинку и поёт их, можно за этим тоже понаблюдать. Возможно, это такой словесный эксперимент. И если не отреагировать, то он просто сам по себе угаснет. Я бы спросила: «Наверное, ты какую-то песенку поёшь? Интересно, а откуда ты эту песенку знаешь? Я вот никогда её не слышала раньше». Ребёнок, допустим, отвечает: «Дедушка Вася эту песенку поёт во время рыбалки». И тогда вопросы к дедушке Васе – стоит пообщаться с ним на эту тему и выяснить, что происходит. Ребёнка пока не трогаем, потому что, скорее всего, в силу возраста он не очень понимает, что происходит, и забудет эту песенку, как миллион других. Если не забудет, то есть смысл сказать: «Знаешь, мне не нравится эта песня, пожалуйста, при мне её не надо петь. Если захочется, иди в туалет и там пой». Какое-то место отвести для пения именно этой песенки.
Словесная перепалка
– Часто родители сами ругаются, а потом говорят ребёнку: «Так говорить нельзя». Насколько этот способ рабочий?
– Если ты сам что-то делаешь, то для ребёнка это является нормой. Нельзя научить ребёнка на отстранённых примерах. Они учатся методом подражания, и подражают они самым дорогим и авторитетным людям в мире – тем, с кем они проводят много времени.
– Как отучать? Ругать, наказывать или лучше не замечать? И надо ли вообще с этим что-то делать?
– Совсем изолировать ребёнка, жёстко запрещать и выколачивать из него знание этих слов, во-первых, невозможно, во-вторых, не нужно.
Дети в принципе узнают новые слова, и изначально слово «жопа» для них такое же, как слово «венок» или что-то ещё. Они просто узнают новое слово, никак его не окрашивая. Это у взрослых есть некоторая культурная краска, всякие табуированные темы. Ребёнок просто изучает мир, и для него это естественные процессы освоения языка. Поэтому в таком концепте он может это взять откуда угодно. Он просто услышал слово, он его повторил, и здесь нет никакой смысловой нагрузки. Как раз в таком случае можно и объяснить спокойно, что слово такое есть, я тоже его знаю и все знают, но мы его не говорим, потому что оно грубое, и мне лично не хотелось бы от тебя его слышать.
Если ребёнок принёс слово из детского сада и повторяет его провокативно, понимая, что взрослые, скорее всего, разозлятся, то можно отреагировать достаточно равнодушно. По возможности сказать: «Я тебя слышу, я поняла, что ты выучил новое слово, но мне не нравится, когда ты его говоришь при мне. Если тебе очень хочется, ты можешь зайти в туалет, например, и в унитаз несколько раз сказать это слово. А я его слышать не хочу». Эта история тоже про выставление границ. Если ребёнок захочет, он найдёт место, где это сказать. Вот и такая легализация – она даёт возможность не создавать искушение, что не запрещают. Сидеть в туалете и говорить эти слова не так уж приятно. Но это не ужасное наказание, как «вымой рот с мылом».
Мне кажется правильным сохранить их в картине мира ребёнка, но отвести этим словам своё место. Это как с ножами: ими можно биться, а можно их использовать в каких-то условно мирных целях. Здесь очень важно объяснить правила обращения с оружием. Так же и со словами.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал о работе инклюзивного семейного лагеря для занятий детей с РАС в спортивной деревне «Новинки».