H
H e
S L n s
с

Вадим Пономарев: «Советский кинематограф как индустрия был максимально рационален»

Вадим Пономарев: «Советский кинематограф как индустрия был максимально рационален»

Фото: Кирилл Мартынов

Пока об аншлагах приходится лишь вспоминать

Фотобанк
Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

В отсутствие голливудских блокбастеров отечественные кинотеатры изо всех сил ищут способы остаться на плаву. В конце июля на широких экранах состоялся перезапуск легендарного творения Георгия Данелии «Кин-дза-дза». До этого было ещё несколько подобных премьер. Способно ли советское кино спасти российский кинопрокат? В конце концов, во времена СССР кинотеатры были полны. Смогут ли новые отечественные картины заменить голливудские? И есть ли у российского кинематографа шанс на возрождение? Об этом и о многом другом газета «Новое дело» поговорила с известным критиком Вадимом Пономаревым.

Рождённый в СССР

– Одной из причин краха кинопрокатной индустрии называют отсутствие голливудских блокбастеров. Но в советские времена с ними ведь тоже было туго, а кинотеатров, тем не менее, было много. И народ в них охотно ходил…

– Советская киноиндустрия выпускала с 50‑х годов и до перестройки около 100 – 150 фильмов в год. С добавлением американских, европейских, индийских, японских и других фильмов в прокат выходило более 200 картин в год. С учётом того, что подавляющее большинство кинотеатров были однозальными, по ТВ смотреть было почти нечего, а других развлечений мало – случился феномен, когда в среднем человек ходил в кино 20 раз в год, а всего продавалось свыше 4,5 млрд кинобилетов! Почти как в Индии.

Кстати, это неправда, что в советское время было мало голливудских блокбастеров. Да, какая-то часть отсеивалась по идеологическим причинам, но основные мировые хиты вроде «Тарзана» у нас шли в кинозалах. Плюс тогда была бешеная популярность сентиментальных индийских фильмов, которых потом заменили латиноамериканские телесериалы.

У зрителя не было выбора. С развлечениями в СССР было туго – ни аквапарков, ни скейтпарков, ни ночных клубов. Унылое ТВ. Кино было самым доступным и массовым отдыхом, куда можно пригласить девушку или сходить всей семьёй.

– По мнению многих, мы сегодня возвращаемся в советские времена, в первую очередь в идеологическом плане. На этом фоне у шедевров советского кино, с их эзоповым языком, есть шанс обрести вторую жизнь и актуальность у более молодого поколения?

– Проблема в том, что нынешняя молодёжь начисто лишена этого эзопова мышления. Они выросли во времена свобод, когда в интернете можно найти что угодно на любой вкус и говорить, что угодно. Молодёжи перестроиться сложнее всего, в отличие от более старшего поколения, заставшего двусмысленность брежневских времен.

– В чём, на ваш взгляд, основные достоинства советского кинематографа?

– Мне кажется, советский кинематограф как индустрия был максимально рационален. Денег мало, поэтому блокбастеров снимаем минимум, но есть исключения вроде «Войны и мира» или «Пиратов ХХ века». А вот психологического камерного кино, с учётом блестящей актёрской школы, снимаем по максимуму. Даже суперхиты вроде комедий Гайдая или оскароносный фильм «Москва слезам не верит» – стоят сущие копейки. Мы годами пересматриваем «Приключения Шерлока Холмса» или фильмы Марка Захарова, не обращая внимания на то, что это дешевейшие съёмки в павильоне с минимумом актёров! Условный элитный Тарковский снимался за деньги, заработанные на простонародном Гайдае.

С другой стороны, достигалась эта планка качества камерного кино низкой оплатой труда персонала и длительными (практически театральными) репетициями каждой сцены.

Наш ответ Голливуду

– Почему новому российскому кино за время своего существования так и не удалось стать хоть сколько-нибудь конкурентоспособным на мировом рынке, в отличие от того же советского?

– Наш кинематограф был интересен миру дважды – в 20‑е годы прошлого века, когда появились авангардные для того времени фильмы Эйзенштейна и Вертова, Пудовкина и Козинцева. А потом интерес вернулся параллельно итальянской «новой волне» в 60 – 80‑е, на фоне социального кино «Москва слезам не верит», «Мой друг Иван Лапшин» и чуть позднее – фильмов Тарковского. Но во всех случаях это был арт-хаус на узких срезах киноклубов.

В массовом прокате в США и Европе наших фильмов не было вообще. Тиражируют легенды о триумфе на Каннском или Венецианском фестивалях, многолетние показы фильмов Сокурова, но – это для элиты. Рядовой американец или европеец не видел ни одного советского или российского кинофильма в своей жизни.

– Каково вообще ваше мнение о российском кинематографе последних лет?

– В последние годы мы значительно усилили техническую базу. Закупили отличные камеры, научились качественно монтировать, множество кинооператоров получили лицензии американских и европейских кинопрофсоюзов. Появились режиссёры (и это не только Кончаловский), которые снимают фильмы в Голливуде. И первыми тут назову несомненные таланты – Тимур Бекмамбетов и Илья Найшуллер, ими мы можем и должны гордиться.

Из неудач стоит назвать политику бывшего министра Мединского, который вкладывал огромные деньги в очень пропагандистское кино, непонятное широкому кругу зрителей и ни разу не окупившееся.

Даже спортивные кинофильмы «Лёд» или «Легенда № 17», при всей техничности картинки и размахе, содержат столько невнятных для молодёжи и иностранцев цензурных подробностей, что решительно непонятно, зачем вообще это надо было снимать с такими бюджетами. Это же арт-хаус, где ценители вникают в подробности репрессий Китая в Тибете или взаимоотношения англичан и французов в XVIII веке! Массовому зрителю это тупо неинтересно.

Кстати, в советское время существовал в Главкинопрокате даже отдел по прогнозированию зрительского успеха и вполне себе успешно предсказывал сборы просто по анализу киносценария. Сегодня это реально было бы делегировать частному сектору, при условии жёсткого статистического контроля за его предсказаниями.

Актёрский план

– Принято сетовать, что, дескать, вот в советские времена и режиссёры были сильные, и актёры мощные, теперь же таких нет. Как вы относитесь к этому утверждению?

– У нас они есть, и немало. Люди традиционно ходят в кино на актёров. И Хабенский, Машков, Петров, Нагиев, Козловский, Хаматова, Ходченкова, Гришаева, «Квартет И» собирают кассу просто на доверии к себе людей. С режиссёрами сложнее, доверия к ним почти нет. А ещё был парадокс фильма «Питер FM», собравшего кассу просто на сарафанном радио.

В советские годы, начиная с немого кино Веры Холодной, тоже всегда были звёзды-актёры. Да, у Янковского или Леонова было преимущество длинных репетиций, которые сегодня коммерсанты позволить себе не могут, – раз-два, и в кадр. Поэтому кажется, что те актёры крупнее и мастеровитее. А что снимают их с одной камеры в одном павильоне, вроде бы не важно. Но кино – это комплекс вообще всего, от погоды до тысячи камер и коптеров и графики с анимацией. Теперь важно всё.

– В своё время Даниил Дондурей сетовал по поводу засилья американского кино в отечественном прокате и говорил, что «наша власть сегодня, по сути, растит американцев. 85 процентов всех денег в кинопрокате собирается на американском кино». Сегодня, когда мы оказались лишёнными этого кино, есть ли шансы у нашего собственного на возрождение?

– Мне кажется, что альтернативы «параллельному импорту» американского и всякого другого кино у нас сегодня нет. Не то что я поддерживаю пиратство. Но культура не терпит лакун, они заполняются животворящей водой. Россияне не могут и не должны жить в культурном вакууме. Культура всегда гармонична. Выходит новый «Форсаж» или новый Тарантино, – мы должны видеть это, чтобы создавать свой собственный мощный продукт. И чтобы поддерживать благосостояние работников кинотеатров и их семей, и чтобы ощущать себя частью киномира. Это часть экосистемы.

Куда ездил Григорий Александров перед тем, как cнять великие «Волга-Волга» и «Весёлые ребята»? В Америку. Чем вдохновлялся Тарковский? Скандинавией. Мир един. Политики могут разделять мир, но культура его снова и снова соединяет.

Ранее редакция сайта pravda-nn.ru разбиралась, закроются ли нижегородские кинотеатры.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::