Вероника Сорин: «В фешн-индустрии закончилась эпоха тоталитаризма»
Вероника Сорин – редкий человек. Известный стилист, арт-директор креативного бюро The Circle могла себе позволить выбирать фамилию («У нас сложные отношения с фамилиями и по материнской, и по отцовской линии», — говорит она) и имя ее звучит с непривычным для российского уха ударением на второй слог.
Она – тот самый гражданин мира, который чувствует себя своей практически везде.
- Поскольку везде, кроме России имя звучит именно так, я привыкла к ВерОнике, — смеется она, — и настолько срослась с этим именем, что решила: да, оно про меня.
- В одежде – это ведь тоже нормальная история: сначала носить одно, потом поменять стиль и стать ВерОникой, — улыбаюсь в ответ.
- Конечно, — она становится серьезной. — Мы взрослеем, меняемся, приходят новые ощущения, новые взгляды. Было бы странно, если бы девочка заморозилась в своем стиле в 16 лет и не менялась до сорока. Но и одеваться в юности как взрослая дама – тоже странно. Недавно ко мне на индивидуальную консультацию пришла 16-летняя девушка с запросом подобрать ей взрослый гардероб. «Сейчас ты взрослеешь и вступаешь в новый этап своей жизни, — сказала я ей. – Ты начинаешь ощущать себя по-другому. Но это не значит, что нужно одеваться «как мама». Кайфуй от того, какая ты сейчас: твои 16 лет никогда больше не повторятся. У тебя будет миллион шансов надеть офисный костюм и платье-футляр». – «Но я хочу выглядеть серьезно», — ответила девушка. «Для этого не обязательно носить офисные костюмы. В них ты, скорее, будешь выглядеть нелепо. А вот для серьезности в 16 лет мы подберем другие образы», — и мы отыскали ей иные вещи, идеально подходящие и по стилю, и по возрасту. Но бывает другое: взрослые женщины хотят одеваться так же, как они одевались в 20 лет. А одежда – она должна быть отражением личности.
- Но эти взрослые дамы могут сказать: «Ну вот, я себя ощущаю на 20 лет и хочу розовые лосины и радикальное мини».
- Одежда должна стать отражением, а не броней. Не нужно прятать себя за кричащей или наоборот слишком “невнятной” одеждой. Должны видеть вас, а не то, что надето на вас. Это очень важный момент, который я всегда подчеркиваю в своей работе и как стилист, и как креативный консультант.
- Как понять, моя это одежда или не моя? Вот висит кофточка – вроде бы цвет нравится, но откуда же я знаю, идет он мне или нет?
- Ой, это самый частый вопрос! Как правило, придя в магазин, люди покупают то же самое, только с перламутровыми пуговицами. «Ой, я всегда покупала себе юбку-трапецию, она мне идет», — это обман. Если юбка-трапеция хорошо сидела 5 лет назад, не факт, что она будет хорошо сидеть сейчас. Даже если вы ничуть не поправились и не похудели – все равно фасон уже мог стать «не ваш». Нужно периодически консультироваться со специалистами – не для того, чтобы стопроцентно следовать их рекомендациям, а для того, чтобы они показали другие варианты. И вы из этих вариантов выберете то, что близко. Часто бывает, человек говорит: «Ой, я бы никогда не посмотрел на эти брюки, а сейчас померил: круто же!» — это тот самый момент, когда он, уже перешедший на новую ступень развития, нашел вещь, которая подходит для него, сегодняшнего. А не для того, каким он был вчера.
- А бывает реакция: «Да, мне нравится, но не куплю».
- Конечно. Мне нравится, когда клиенты доверяют специалистам, но и специалист должен уважать клиента. И, как правило, реакция «нравится, но нет» возникает, когда человек идет к стилисту не потому, что он чувствует внутреннюю потребность изменить стиль, а когда его к этому подталкивают близкие и друзья. Ну, или когда это происходит по принципу «все пошли к стилисту – дай-ка и я пойду».
- Как, на ваш взгляд, сейчас одеваются нижегородцы?
- Если сравнить нижегородский стиль конца 2018 года и конца 2013 года, прогресс будет виден налицо. Безусловно, большой вклад внесла молодежь поколения Z. Это люди совершенно другой формации, другого склада мышления. Они чувствуют свою причастность к общемировым трендам и общемировой культуре. Они получают ту же информацию, что и жители Берлина, Токио, Нью-Йорка и других городов. Когда я только начинала, было крайне сложно найти онлайн-трансляции показов – это были какие-то странные подкасты, сайты, на которые я выходила через десятые ссылки. Сейчас появился Инстаграм – и ты просто включаешь прямую трансляцию, смотришь сториз, переходишь по хэштегам – и все, ты в теме мировых новинок.
- Это важно – следить за новинками?
- Вообще, я стилист-феминист. Всегда говорю: дорогие девушки и женщины, одевайтесь только для себя. Если вам удобно в этой юбке или в этих джинсах – носите! Но многие до сих пор одеваются с оглядкой либо на подруг, либо на бойфрендов. Мальчику нравится, когда девочка в мини-юбочке – она носит мини-юбочку. Мальчику нравится, когда она в длинной юбке – она носит длинную юбку. Слушайте, ну почему ваш парень диктует вам, что носить? Он работает в фешн-индустрии? По каким критериям он определил, что мини вам нельзя? Если вам нравится – носите! Носите до тех пора вам не надоест или вы не почувствуйте, что пришло время что-то менять.
- Хорошо, возьмем другую ситуацию: все видят, что условная Маша Иванова одевается из рук вон плохо. Что одежда ее старит, простит и много чего еще. Можно ли намекнуть ей об этом? Или пусть продолжает плохо одеваться – и возможно, упускать свои шансы на новую работу или романтическое свидание (ведь встречают все-таки по одежке).
- Ахаха, ну конечно молчать и злобно подхихикивать не следует, это точно. Скорее, нужно отмечать то, что Маше в одежде удалось. Все равно же у нее есть более удачные комплекты. А про откровенно провальные вещи если и говорить, то – не переходя на личность самой Маши. «Мне кажется, этот крой тебя простит. На мой взгляд, в синем цвете тебе было лучше, чем в желтом». Вообще, говорить про внешние данные – задача очень сложная. Сейчас, конечно, уже мало кто может выпалить: «Ой, как ты растолстела!», но вот другой сомнительный комплимент: «Ой, как ты исхудала» слышится регулярно. А может, Маша болеет и вовсе не рада тому, что сбросила 15 кг? Будьте корректными с окружающими. Еще я, например, очень не люблю, когда люди тайком снимают других – в метро, на улице, в кафе – и потом выкладывают в инстаграм с подписью «Господь, как она ужасно одета!» Слушайте, а давайте вы лучше будете фотографировать тех, кто круто одет? Зачем вы самоутверждаетесь за счет других? Мировые трендсеттеры, между прочим, никогда так себя не ведут.
- Кстати о мировых тренсеттерах. Как сейчас развивается мода? Она зарождается на подиуме и уходит в улицы или наоборот: зарождается на улицах и уходит на подиум?
- Сейчас эпоха глобального переплетения моды улиц и высокой моды. Мне кажется, никогда еще субкультуры не оказывали такое влияние на фэшн индустрию, как сейчас. Я бы сказала так: подиум и улицы вдохновляются друг другом. Особенно ярко эта тенденция проявилась в момент, возникновения модных блогеры. Это случилось где-то в 2005 году, тогда блогеры еще снимали на фотоаппараты (а телефоны использовали, чтобы по ним звонить)… В году где-то 2008‑м случился тот самый прорыв, когда на фронт-роу на всех показах сидели одни блогеры. И опытные фешн-журналисты были слегка шокированы: они всю свою жизнь просидели на первом ряду и вдруг они уже не в авангарде, а впереди них сидит семнадцатилетняя девочка, у которой подписчиков – больше, чем у модного журнала. Это прекрасная тенденция, хотя конечно сейчас все выровнялось.
- Модные журналисты с вами бы поспорили.
- Эта тенденция избавила фешн-индустрию от диктатуры. О моде стали писать так много людей, что теперь никто уже не может диктовать свое мнение. Он может его высказать – а каждый решит сам, прислушиваться к нему или нет. Никто не царь и никто не бог. А значит, все должны бесконечно расти и развиваться, чтобы оставаться в обойме. Мода меняется раз в полгода – значит, каждые полгода ты должен делать тотальную проверку и обновление своих знаний.
- Что у нас будет через полгода?
- Я только что завершила паблик-ток по теме прошедших недель моды. Если говорить о весенне-летних тенденциях, в моде будет кожа – но бежевая и белая. Вообще, белый цвет захватит власть, его будет много везде. Не уйдут в прошлое цветы – флористические мотивы вновь будут актуальны. Но, если год назад это была тема «бабушкино платье», то весной 2019 года цветы станут более модерновыми. По-прежнему в моде оверсайз, но он уйдет в понятие тайлоринг, крой встает во главу угла. Если раньше оверсайзом для нас была любая вещь на 2 – 3 размера больше, то сейчас это – четкие объемы и архитектурный крой. Это идеально выверенные пропорции. Но при этом – сохранение объема.
- Ой, как хорошо, что остается оверсайз!
- Мне кажется, он так и останется с нами на долгие годы. Точно так же, как не выйдут из моды кроссовки с платьем. Мы один раз это попробовали, воскликнули: «Боже мой, как удобно!» — и никто уже не найдет в себе силы от них отказаться.
- Мода дрейфует к удобству, верно? Мы же не вернемся в повседневной жизни, например, к корсетам или высоким шпилькам.
- Чем хороша современная мода – она предлагает варианты во всех стилях. Стильными могут быть все – и тургеневские барышни, и бизнес-леди, и поклонницы уличного стиля. Есть дизайнеры, которые предлагают кружевные платья, есть дизайнеры, предлагающие тяжелые ботинки. Раньше – да, модным провозглашался какой-то один стиль и, если ты в него не попадал, извини. Помните, в начале двухтысячных все ходили с оголенными пупками и заниженной талией?
- Причем вне зависимости от особенностей фигуры.
- Именно! И наконец-то мы пришли не к фешн-тоталитаризму, а к фешн-демократии. Это самая важная революция в моде последних лет.
- Вероника, вы работали с финалистками конкурса «Мисс Нижний Новгород – 2018». Что можете сказать об участницах?
- Я занималась стилизацией и созданием концепта съемки по теме «Авангард». Я вдохновлялась работами Малевича, Кандинского – и мне очень понравилась история Малевича с картиной «Женщины в поле». Помните, они там разделены серединной линией. Мне понравилась эта идея, но я решила сделать отражение как у карт. На готовых кадрах вы увидите отсылку к русской народной культуре. Конечно, это будут не классические сарафаны и кокошники, но русский стиль вы непременно угадаете. Я трансформировала одежду, изменила способ ее ношения: выворачивала задом наперед, соединяла две блузки в одну… Девочки поначалу недоумевали: «А что, так можно?» — но, раз уж мы говорили об авангарде, было бы странно не поработать с одеждой таким образом. Девчонки, кстати, большие молодцы, очень быстро поймали мою идею.