МОЙ НИЖНИЙ
уличный художник Никита Nomerz
МОЙ НИЖНИЙ
уличный художник Никита Nomerz
Никита Nomerz, уличный художник, организатор фестиваля «Место», о том, почему Нижний Новгород стал столицей российского стрит-арта, зачем городу уличное искусство и как к нему относятся нижегородцы.
Никита Nomerz, уличный художник, организатор фестиваля «Место», о том, почему Нижний Новгород стал столицей российского стрит-арта, зачем городу уличное искусство и как к нему относятся нижегородцы.
Я родился, когда город назывался Горьким. А на факультете дизайна уже учился в Нижегородской архитектурно-строительном университете. Ещё студентом начал заниматься стрит-артом. Так что полученные академические знания пересекались с уличной практикой.
Я живу в Нижнем Новгороде...
...Исторический центр города. Этот район интересен своими архитектурными сочетаниями. Есть старые деревянные дома, заброшенные здания и в то же время современные торговые центры, многоэтажки. Контрасты – это такая особенность Нижнего Новгорода, которая, к сожалению, со временем стирается. Старинных домов становится все меньше, и их надо стараться сохранять.
Мое любимое место в Нижнем Новгороде...
Работы стрит-арта улице живут особой жизнью. Они видоизменяются из-за погодных условий, их могут дополнить другие авторы или хулиганы. Наступает момент, когда работы остаются только на фотографиях.
Думаю, что с каждым годом Нижний становится более активным в разных сферах. Он наполнен искусством и современным, и классическим. Например, в город пришли премия «Инновация», проходит INTERVALS и другие фестивали и крупные проекты, а галереи «9Б», Futuro и ГЦСИ «Арсенал» регулярно проводят знаковые выставки.
Вообще, Нижний Новгород – это сочетание хорошей уютной провинциальности и современной активности. Он живой, и в нём не может быть скучно. Вдохновляет и радует, что можно быть причастным к изменениям в жизни города.
Вообще, Нижний Новгород – это сочетание хорошей уютной провинциальности и современной активности. Он живой, и в нём не может быть скучно. Вдохновляет и радует, что можно быть причастным к изменениям в жизни города.
Как изменился Нижний Новгород?
…Уличное искусство. В школьные годы я увлекался хип-хоп-культурой и познакомился с её визуальной частью – граффити. Сразу не принимал вандальные проявления уличного творчества. Интересно было делать композиции с множеством деталей. Со временем, лет десять назад, начал много экспериментировать. Композиции стали более сюжетными, идейными и вписанными в городскую среду. Теперь я прежде всего уличный художник. Хотя продолжаю заниматься и студийными практиками, участвую в выставках.
Стрит-арт цепляет меня, потому что работы на улице живут особой жизнью. Они видоизменяются из-за погодных условий, их могут дополнить другие авторы или хулиганы. Бывает их закрашивают или сносят здания, на фасадах, которых картины нарисованы.
В разные периоды работы могут восприниматься по-разному. Кроме того, мне всегда нравились фактура стен, изучение истории места, масштабы, уличное пространство. Всё складывается воедино. Наверное, это меня и вдохновляет.
Стрит-арт цепляет меня, потому что работы на улице живут особой жизнью. Они видоизменяются из-за погодных условий, их могут дополнить другие авторы или хулиганы. Бывает их закрашивают или сносят здания, на фасадах, которых картины нарисованы.
В разные периоды работы могут восприниматься по-разному. Кроме того, мне всегда нравились фактура стен, изучение истории места, масштабы, уличное пространство. Всё складывается воедино. Наверное, это меня и вдохновляет.
Мое дело в Нижнем Новгороде…
...Думаю, это фильм «В открытую» и фестиваль «Место», который впервые прошёл в 2017 году. Не думал, что он станет ежегодным событием. Началось всё с фильма «В открытую», который я снимал об уличном искусстве в разных городах России. Его показ должен был состояться в Нижнем Новгороде. Тогда и подумал: как было бы здорово, чтобы художники приехали и создали работы на наших улицах. Так родился первый фестиваль «Место». Его кульминацией и был показ фильма. За эти годы мы создали около 90 новых объектов уличного искусства от знаковых художников со всей страны. В следующем году фестиваль состоится уже в пятый раз.
Конечно, основная программа фестиваля – это создание стрит-арта в разных районах городах. Но мы стараемся продумывать и параллельную образовательную программу с мастер-классами, лекциями, экскурсиями. Это очень важно, потому что нижегородцы начинают лучше понимать уличное искусство и разбираться в нём.
Конечно, основная программа фестиваля – это создание стрит-арта в разных районах городах. Но мы стараемся продумывать и параллельную образовательную программу с мастер-классами, лекциями, экскурсиями. Это очень важно, потому что нижегородцы начинают лучше понимать уличное искусство и разбираться в нём.
Мой самый важный проект…
Уличные художники – особенные исследователи города, потому что их интересуют непопулярные маршруты и подворотни, куда не заходят просто любопытные люди.
А уличное искусство в чистом виде – партизанское, на которое не нужно ничьё разрешение. Все согласования происходят у тебя внутри, ты берёшь на себя полную ответственность за преображённое пространство. Когда работаешь в городской среде, очень важно гармонично вписать в неё свою работу. Поэтому многие художники при создании картины отталкиваются от места. Например, в серии «Живые стены» оконные проёмы, трещины на зданиях становились частью моих работ.
Даже что-то меняешь в своем замысле, чтобы всё получилось. Я всё время ищу локации для стрит-арта. Фотографирую подходящие дома, отмечаю на карте. Если рождается идея, то вспоминаю локацию. Ну и художникам из других городов предлагаю.
А уличное искусство в чистом виде – партизанское, на которое не нужно ничьё разрешение. Все согласования происходят у тебя внутри, ты берёшь на себя полную ответственность за преображённое пространство. Когда работаешь в городской среде, очень важно гармонично вписать в неё свою работу. Поэтому многие художники при создании картины отталкиваются от места. Например, в серии «Живые стены» оконные проёмы, трещины на зданиях становились частью моих работ.
Даже что-то меняешь в своем замысле, чтобы всё получилось. Я всё время ищу локации для стрит-арта. Фотографирую подходящие дома, отмечаю на карте. Если рождается идея, то вспоминаю локацию. Ну и художникам из других городов предлагаю.
Кто такой уличный художник?
«...уличное искусство в чистом виде — партизанское, на которое не нужно ничье разрешение. А ты берешь на себя полную ответственность за преображенное пространство.»
Работа посвященная режиму повышенной готовности. 2020 год.
Работа посвященная режиму повышенной готовности. 2020 год.
Действительно, сейчас Нижний Новгород стал весьма заметен на карте российского уличного искусства. К нам приезжают рисовать много художников из других городов.
Во-первых, в городе много брошенных локаций и зданий. Это печально и грустно, но спровоцировало рост стрит-арта. Можно спокойно рисовать, поскольку эти стены никому не нужны и никаких конфликтов не будет. Кроме того, эти места пропитаны особой атмосферой, и поэтому художникам тоже интересно работать. Рисунки реже закрашиваются и исчезают только со сносом зданий. У нас, кстати, вообще мало закрашивают изображения на стенах. Хотя с вандализмом можно бороться и активнее.
Ещё одна причина – в Нижнем много авторов, которые самобытны и выделяются на общем фоне. И последнее – расположение Нижнего Новгорода. Рядом много крупных городов, в том числе и столица. Поэтому к нам легко приехать художникам из других городов.
Во-первых, в городе много брошенных локаций и зданий. Это печально и грустно, но спровоцировало рост стрит-арта. Можно спокойно рисовать, поскольку эти стены никому не нужны и никаких конфликтов не будет. Кроме того, эти места пропитаны особой атмосферой, и поэтому художникам тоже интересно работать. Рисунки реже закрашиваются и исчезают только со сносом зданий. У нас, кстати, вообще мало закрашивают изображения на стенах. Хотя с вандализмом можно бороться и активнее.
Ещё одна причина – в Нижнем много авторов, которые самобытны и выделяются на общем фоне. И последнее – расположение Нижнего Новгорода. Рядом много крупных городов, в том числе и столица. Поэтому к нам легко приехать художникам из других городов.
Почему Нижний Новгород называют столицей российского стрит-арта?
Наверное, не буду оригинальным – история, природа, фактурная местность. Многих моих друзей-художников поражают нижегородские просторы и виды, которые открываются с набережной Федоровского. Но самое важное – это, конечно люди, которые хотят что-то делать для города и менять его в лучшую сторону.
Очень приятно слышать или встречать отзывы в интернете от друзей и коллег, которые пишут, что Нижний Новгород – один из самых любимых российских городов.
Очень приятно слышать или встречать отзывы в интернете от друзей и коллег, которые пишут, что Нижний Новгород – один из самых любимых российских городов.
Чем может гордиться Нижний Новгород?
«Чтобы увидеть стрит-арт не надо идти в музей, вы увидите его по дороге на работу. Оно доступно каждому прохожему.» . Работа «Хрусталь». Фестиваль «Место», 2020 год.
Человеку для жизни нужно питание, и кроме телесной пищи необходима духовная, а это и есть одна из главных функций искусства. Ну, а так же искусство – это зеркало общество, а иногда важно посмотреть на себя со стороны. И одновременно искусство – это молот, который формирует общество.
А если говорить именно о важности в контексте города, то считаю, что дома и здания благодаря уличному искусству начинают жить новой жизнью, привлекают гостей и нижегородцев. Картины становятся даже элементом навигации. Ведь можно договариваться о встрече около них. Стрит-арт создаёт комфортную среду. Перед вами уже не серая стена, а интересное произведение искусства, и оно доступно каждому прохожему. Чтобы увидеть стрит-арт, не надо идти в музей – вы увидите его по дороге на работу.
А если говорить именно о важности в контексте города, то считаю, что дома и здания благодаря уличному искусству начинают жить новой жизнью, привлекают гостей и нижегородцев. Картины становятся даже элементом навигации. Ведь можно договариваться о встрече около них. Стрит-арт создаёт комфортную среду. Перед вами уже не серая стена, а интересное произведение искусства, и оно доступно каждому прохожему. Чтобы увидеть стрит-арт, не надо идти в музей – вы увидите его по дороге на работу.
Зачем Нижнему Новгороду нужно уличное искусство?
Способные меняться и открытые искусству. 10 лет назад человек с баллончиком краски у стены воспринимался нижегородцами как хулиган. Сейчас всё иначе. Люди, увидев художника, расспрашивают, что он рисует, фотографируют процесс.
У меня был случай. Рисовал в одном дворе, кто-то был недоволен и вызвал полицию. Когда полицейские приехали, за меня стали заступаться другие жители дома. Кричали из окон, выходили из квартир, требовали, чтобы не мешали мне.
У меня был случай. Рисовал в одном дворе, кто-то был недоволен и вызвал полицию. Когда полицейские приехали, за меня стали заступаться другие жители дома. Кричали из окон, выходили из квартир, требовали, чтобы не мешали мне.
Какие люди нижегородцы?
Скорее всего, нет. Мне в Нижнем Новгороде очень комфортно. Я люблю свой город, и мне хочется именно здесь заниматься искусством. Из всех поездок и путешествий всегда с радостью возвращаюсь в Нижний.
Текст: Юлия Майорова. Фото: Кирилл Мартынов
Опубликовано: 28.10.2020
Текст: Юлия Майорова. Фото: Кирилл Мартынов
Опубликовано: 28.10.2020
Вы бы переехали в другой город?