МОЙ НИЖНИЙ
уличный художник Никита Nomerz
МОЙ НИЖНИЙ
уличный художник Никита Nomerz
Никита Nomerz, уличный художник, организатор фестиваля «Место», о том, почему Нижний Новгород стал столицей российского стрит-арта, зачем городу уличное искусство и как к нему относятся нижегородцы.
Никита Nomerz, уличный художник, организатор фестиваля «Место», о том, почему Нижний Новгород стал столицей российского стрит-арта, зачем городу уличное искусство и как к нему относятся нижегородцы.
Я родился, когда город назывался Горьким. А на факультете дизайна уже учился в Нижегородской архитектурно-строительном университете. Ещё студентом начал заниматься стрит-артом. Так что полученные академические знания пересекались с уличной практикой.
Я живу в Нижнем Новгороде...
...Исторический центр города. Этот район интересен своими архитектурными сочетаниями. Есть старые деревянные дома, заброшенные здания и в то же время современные торговые центры, многоэтажки. Контрасты – это такая особенность Нижнего Новгорода, которая, к сожалению, со временем стирается. Старинных домов становится все меньше, и их надо стараться сохранять.
Мое любимое место в Нижнем Новгороде...
Работы стрит-арта улице живут особой жизнью. Они видоизменяются из-за погодных условий, их могут дополнить другие авторы или хулиганы. Наступает момент, когда работы остаются только на фотографиях.
Думаю, что с каждым годом Нижний становится более активным в разных сферах. Он наполнен искусством и современным, и классическим. Например, в город пришли премия «Инновация», проходит INTERVALS и другие фестивали и крупные проекты, а галереи «9Б», Futuro и ГЦСИ «Арсенал» регулярно проводят знаковые выставки.

Вообще, Нижний Новгород – это сочетание хорошей уютной провинциальности и современной активности. Он живой, и в нём не может быть скучно. Вдохновляет и радует, что можно быть причастным к изменениям в жизни города.
Как изменился Нижний Новгород?
…Уличное искусство. В школьные годы я увлекался хип-хоп-культурой и познакомился с её визуальной частью – граффити. Сразу не принимал вандальные проявления уличного творчества. Интересно было делать композиции с множеством деталей. Со временем, лет десять назад, начал много экспериментировать. Композиции стали более сюжетными, идейными и вписанными в городскую среду. Теперь я прежде всего уличный художник. Хотя продолжаю заниматься и студийными практиками, участвую в выставках.

Стрит-арт цепляет меня, потому что работы на улице живут особой жизнью. Они видоизменяются из-за погодных условий, их могут дополнить другие авторы или хулиганы. Бывает их закрашивают или сносят здания, на фасадах, которых картины нарисованы.

В разные периоды работы могут восприниматься по-разному. Кроме того, мне всегда нравились фактура стен, изучение истории места, масштабы, уличное пространство. Всё складывается воедино. Наверное, это меня и вдохновляет.
Мое дело в Нижнем Новгороде…
...Думаю, это фильм «В открытую» и фестиваль «Место», который впервые прошёл в 2017 году. Не думал, что он станет ежегодным событием. Началось всё с фильма «В открытую», который я снимал об уличном искусстве в разных городах России. Его показ должен был состояться в Нижнем Новгороде. Тогда и подумал: как было бы здорово, чтобы художники приехали и создали работы на наших улицах. Так родился первый фестиваль «Место». Его кульминацией и был показ фильма. За эти годы мы создали около 90 новых объектов уличного искусства от знаковых художников со всей страны. В следующем году фестиваль состоится уже в пятый раз.

Конечно, основная программа фестиваля – это создание стрит-арта в разных районах городах. Но мы стараемся продумывать и параллельную образовательную программу с мастер-классами, лекциями, экскурсиями. Это очень важно, потому что нижегородцы начинают лучше понимать уличное искусство и разбираться в нём.
Мой самый важный проект…
Уличные художники – особенные исследователи города, потому что их интересуют непопулярные маршруты и подворотни, куда не заходят просто любопытные люди.

А уличное искусство в чистом виде – партизанское, на которое не нужно ничьё разрешение. Все согласования происходят у тебя внутри, ты берёшь на себя полную ответственность за преображённое пространство. Когда работаешь в городской среде, очень важно гармонично вписать в неё свою работу. Поэтому многие художники при создании картины отталкиваются от места. Например, в серии «Живые стены» оконные проёмы, трещины на зданиях становились частью моих работ.

Даже что-то меняешь в своем замысле, чтобы всё получилось. Я всё время ищу локации для стрит-арта. Фотографирую подходящие дома, отмечаю на карте. Если рождается идея, то вспоминаю локацию. Ну и художникам из других городов предлагаю.
Кто такой уличный художник?
«...уличное искусство в чистом виде — партизанское, на которое не нужно ничье разрешение. А ты берешь на себя полную ответственность за преображенное пространство.»
Работа посвященная режиму повышенной готовности. 2020 год.
Действительно, сейчас Нижний Новгород стал весьма заметен на карте российского уличного искусства. К нам приезжают рисовать много художников из других городов.

Во-первых, в городе много брошенных локаций и зданий. Это печально и грустно, но спровоцировало рост стрит-арта. Можно спокойно рисовать, поскольку эти стены никому не нужны и никаких конфликтов не будет. Кроме того, эти места пропитаны особой атмосферой, и поэтому художникам тоже интересно работать. Рисунки реже закрашиваются и исчезают только со сносом зданий. У нас, кстати, вообще мало закрашивают изображения на стенах. Хотя с вандализмом можно бороться и активнее.

Ещё одна причина – в Нижнем много авторов, которые самобытны и выделяются на общем фоне. И последнее – расположение Нижнего Новгорода. Рядом много крупных городов, в том числе и столица. Поэтому к нам легко приехать художникам из других городов.
Почему Нижний Новгород называют столицей российского стрит-арта?
Наверное, не буду оригинальным – история, природа, фактурная местность. Многих моих друзей-художников поражают нижегородские просторы и виды, которые открываются с набережной Федоровского. Но самое важное – это, конечно люди, которые хотят что-то делать для города и менять его в лучшую сторону.

Очень приятно слышать или встречать отзывы в интернете от друзей и коллег, которые пишут, что Нижний Новгород – один из самых любимых российских городов.
Чем может гордиться Нижний Новгород?
«Чтобы увидеть стрит-арт не надо идти в музей, вы увидите его по дороге на работу. Оно доступно каждому прохожему.» . Работа «Хрусталь». Фестиваль «Место», 2020 год.
Человеку для жизни нужно питание, и кроме телесной пищи необходима духовная, а это и есть одна из главных функций искусства. Ну, а так же искусство – это зеркало общество, а иногда важно посмотреть на себя со стороны. И одновременно искусство – это молот, который формирует общество.

А если говорить именно о важности в контексте города, то считаю, что дома и здания благодаря уличному искусству начинают жить новой жизнью, привлекают гостей и нижегородцев. Картины становятся даже элементом навигации. Ведь можно договариваться о встрече около них. Стрит-арт создаёт комфортную среду. Перед вами уже не серая стена, а интересное произведение искусства, и оно доступно каждому прохожему. Чтобы увидеть стрит-арт, не надо идти в музей – вы увидите его по дороге на работу.
Зачем Нижнему Новгороду нужно уличное искусство?
Способные меняться и открытые искусству. 10 лет назад человек с баллончиком краски у стены воспринимался нижегородцами как хулиган. Сейчас всё иначе. Люди, увидев художника, расспрашивают, что он рисует, фотографируют процесс.

У меня был случай. Рисовал в одном дворе, кто-то был недоволен и вызвал полицию. Когда полицейские приехали, за меня стали заступаться другие жители дома. Кричали из окон, выходили из квартир, требовали, чтобы не мешали мне.
Какие люди нижегородцы?
Скорее всего, нет. Мне в Нижнем Новгороде очень комфортно. Я люблю свой город, и мне хочется именно здесь заниматься искусством. Из всех поездок и путешествий всегда с радостью возвращаюсь в Нижний.

Текст: Юлия Майорова
Фото: Кирилл Мартынов
Вы бы переехали в другой город?