Учитель - профессия будущего
Останется ли актуальной в век цифровых технологий профессия учителя? Как решить проблему дефицита педагогических кадров? Эти и другие вопросы поднимались на круглом столе с участием министра образования, науки и молодёжной политики Ольги Петровой, и. о. ректора Мининского университета Виктора Сдобнякова и руководителей других нижегородских вузов в рамках проекта «Марафон образования».

Педагог с детского сада
По словам и. о. ректора Мининского университета Виктора Сдобнякова, качество образования определяется двумя основными составляющими. Первая из них – это сам педагог.
– Университет совместно с региональным правительством уделяет особое внимание привлечению в профессию молодых людей, осознанно выбирающих профессию педагога, – говорит Виктор Сдобняков. – Это системная работа, которая ведётся по целому ряду направлений. Во-первых, это открытие и сопровождение психолого-педагогических классов. Министерство просвещения РФ поставило задачу создать 5000 психолого-педагогических классов по всей стране. Мининский университет уже сопровождает пять таких классов и к 2024 году увеличит количество до 85 в Нижегородской области. Второе направление – это базовые школы и детские сады при педагогическом университете, которые могут получить кадровую, методологическую и ресурсную поддержку вуза. Мы уже работаем со «Школой 800» и школой № 34, детским садом № 20. В частности, профессорско-преподавательский состав Мининского университета участвовал в разработке концепции и образовательных программ новой «Школы 800», организовал профессиональную экспертизу документов кандидатов и выстроил процесс индивидуальных собеседований в оценке кандидатов на вакантные должности – педагогический коллектив школы на сегодняшний день сформирован на 90%.

Не менее важны проекты, связанные с расширением количества педагогических специальностей. Акцент делается на востребованные на рынке специальности, включающие, например, проектные и управленческие компетенции.

Важнейшая задача – повышение престижа профессии учителя. На это направлен, например, даже такой, казалось бы, небольшой проект – развитие КВН, который педуниверситет реализует совместно с другими нижегородскими университетами и школами города. Кавээнщик, весёлый и находчивый, всегда будет успешен в профессии и востребован на рынке труда.
Без работы не останутся
Вторая составляющая качественного образования – эффективные технологии в преподавании, особенно, когда речь идёт о дистанционной форме образования. Ещё в 2018 году у нас в стране президентом создан Центр компетенций по качеству образования – Министерство просвещения Российской Федерации. В апреле прошлого года все педагогические вузы, включая Мининский университет, переведены в подведомственность Минпроса РФ. Кроме того Мининский входит в Ассоциацию педагогических университетов, общая задача которой – качественное и эффективное образование.
– В Мининском университете будет открыт технопарк, – подчёркивает Виктор Сдобняков. – Здесь будет самое современное оборудование, на котором педагоги смогут повышать свою квалификацию, чтобы быть экспертами в новейших технологиях. Мы модернизируем уже имеющиеся химическую и физическую лаборатории, лабораторию робототехники, лабораторию материаловедения, а также центр прототипирования. Кроме того, создадим лабораторию альтернативной энергетики, лабораторию генетики, лабораторию компьютерных и робототехнических систем, лабораторию виртуальной и дополненной реальности, ресурсный центр по дошкольному образованию, лабораторию искусственного интеллекта, студенческий проектный офис, IT-кластер. Это позволит организовать эффективное обучение в дистанционном формате, чтобы обеспечить максимальное качество образования в период, например, пандемии.
Как отмечает Виктор Сдобняков, уже в недалёком будущем многие традиционные специальности будут оцифрованы и автоматизированы, но тренд на цифровизацию, который идёт во всех сферах нашей жизни, только повысит роль учителя. Ведь то, что связано с образованием и воспитанием, нельзя цифровизировать.
– Сейчас абитуриентам нужно делать упор на те специальности, которые востребованы на рынке, и учитель – одна из них: педагогических кадров у нас остро не хватает, – подчеркнула министр образования, науки и молодёжной политики Ольга Петрова. – В числе наиболее перспективных направлений образования на ближайшие 5–10 лет также физико-математическое, инженерное, IT, иностранные языки и строительство.

Актуальность профессии педагога будет только возрастать, поэтому без работы выпускники педагогического университета никогда не останутся.
Самые популярные вопросы абитуриентов Мининского университета
До какого срока можно подать заявление для очного обучения в 2021 году?
По программам бакалавриата и специалитета:
до 7 июля – по результатам дополнительных вступительных испытаний творческой и профессиональной направленности;
до 12 июля – по результатам иных вступительных испытаний;
до 29 июля – без прохождения вступительных испытаний (в этот день завершаются и вступительные испытания).

По программам магистратуры:
до 10 августа – на бюджет;
до 31 августа – на платную форму обучения.
На какое количество факультетов можно подать заявление?
На 10 направлений подготовки.
Где можно ознакомиться со списками поступающих?
На сайте Мининского университета. Списки подавших документы публикуются ежедневно.
На какие направления сдают дополнительные экзамены?
Педагогическое образование/музыка.
Педагогическое образование/Физическая культура.
Педагогическое образование/Изобразительное искусство.

Педагогическое образование с двумя профилями подготовки:
Физическая культура и безопасность жизнедеятельности.
История и религии России.

Профессиональное обучение (по отраслям):
Дизайн и декоративно-прикладное искусство.
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)/Спортивная реабилитация.
Продюсерство/Продюсер телевизионных и радиопрограмм.
Имеют ли сироты льготы при поступлении?
Льготы имеют абитуриенты до 23 лет, относящиеся к категории «ребёнок-сирота», «ребёнок, оставшийся без попечения родителей».
Какие правила для поступления граждан Белоруссии? Можно им поступать дистанционно?
Граждане Белоруссии могут поступать по результатам российского ЕГЭ, Централизованного тестирования Белоруссии или по вступительным испытаниям, проводимым вузом самостоятельно. В Мининском университете вступительные испытания проходят в очном формате. Правила приёма на 2022–2023 учебный год будут опубликованы 1 ноября.
Какие условия поступления для участников и победителей олимпиад, золотых медалистов?

Победителям и призёрам олимпиад, включённых в перечни олимпиад школьников, предоставляется право поступления без вступительных испытаний или дополнительно начисляются 100 баллов по профильному предмету.

За участие в мероприятиях, которые рассматриваются в перечне Минпросвещения РФ, начисляется 3 балла.
За золотую медаль начисляется 3 балла.
За золотой значок ГТО – 2 балла.
Сколько бюджетных мест в Мининском университета 2021 году?
1185 бюджетных мест на все уровни высшего образования.