Site icon Нижегородская правда

12 фактов о том, почему Нижегородская ярмарка стала символом Нижнего Новгорода

Рассказывать о Нижегородской ярмарке равнодушно невозможно. Она поражала, удивляла, восхищала иностранных писателей, гостей, хозяев-земляков. Экономическое чудо, демонстрирующее возможности российских гениев... Для нижегородцев ярмарка была чем-то большим. Она формировала характер и традиции, расширяла кругозор и знакомила с народами всех стран. К юбилею города Нижегородскую ярмарку обновили и сделали вновь местом, где каждый сможет вспомнить ее историю и увидеть ее будущее. Редакция Pravda-nn.ru собрала все самое интересное о символе Нижнего Новгорода.

 

1. Нижегородская ярмарка должна была сделать Нижний Новгород третьей столицей.

Эту идею первым высказал министр коммерции Российской империи Николай Петрович Румянцев. Ко времени основания Нижегородской ярмарки он был уже в статусе бывшего, но сохранил свое влияние на императора Александра II. А вопрос, где будет новое торжище после пожара на Макарьевской ярмарке, решался на государственном уровне.

Нижегородский губернатор Быховец, городской голова Переплетчиков тоже настаивали, что ярмарку нужно переносить в Нижний. В 1817 году было принято решение о новой прописке. Правда, только на один год, в качестве опыта. Но что может быть постоянее временного?)

Во время половодья по улицам ярмарочного городка плавали на лодках
Во время половодья по улицам ярмарочного городка плавали на лодках
Фото: Максим Дмитриев

2. Почему Нижегородскую ярмарку расположили на левом берегу Волги.

Проектировать и строить ярмарку пригласили инженера, генерал-лейтенанта Августина Бетанкура. Несомненно, что располагаться она должна на берегу реки — главной транспортной артерии. Но вот на каком: правом высоком или низком левом?

Нижегородские градоначальники считали, что правый берег лучше — это территория города. Но Бетанкур руководствовался интересами тех, кто будет торговать, поэтому выбрал левый низкий берег - лучший вариант для разгрузки и выгрузки товаров. Благодаря этому решению, начала развиваться территория стрелки и заречная часть Нижнего.

3. Нижегородская ярмарка была похожа на Венецию.

Такое случалось в годы сильного половодья и как следствие выбора левого берега для застройки. Прежде чем приступить к работам, место будущей ярмарки осушили и устроили насыпь для постройки гостиного двора. Таким образом деревянное здание возвышалось.  Когда не было наводнений, все было хорошо. Но если река разливалась, по улицам ярмарочного городка приходилось плавать на лодках.

К ХХ веку на территории Нижегородской ярмарки было больше 30 улиц, 10 площадей, около 7000 магазинов и лавок
К ХХ веку на территории Нижегородской ярмарки было больше 30 улиц, 10 площадей, около 7000 магазинов и лавок
Фото: Максим Дмитриев

4. Нижегородскую ярмарку построили за 4 года и 9 млн рублей.

С 1818 по 1822 Августин Бетанкур вместе с архитектором Огюстом Монферраном возводили первые основные сооружения ярмарочного комплекса. Между Спасским собором и Главным ярмарочным домом проложили бульвар и построили 48 двухэтажных торговых корпусов, в которых размещались лавки и жили арендаторы. Изначально планировалось потратить 6 млн рублей. Но после открытия торгового сезона подсчитали, что смета выросла на 3 млн.

Строительство ярмарки на этом не закончилось. К началу XX века Нижегородская ярмарка стала похожа на город с регулярной планировкой. На его территории было больше 30 улиц, 10 площадей, около 7000 магазинов и лавок. Театр вмещал 1600 зрителей. Работали цирк и ипподром.

5. Нижегородскую ярмарку обустраивали по последнему слову техники.

Например, канализационная система была первой не только в России, но и во всей Европе. Наплавной мост через Оку был самым длинным в России, нижегородский трамвай — самым первым. Позднее часть ярмарки освещалась электрическими фонарями. В 1896 году провели электрическую железную дорогу, чтобы быстрее доезжать от одного павильона до другого. Вот такие были масштабы!

Но, пожалуй, самой уникальной для провинции была гидросистема, спроектированная Бетанкуром. Гостиный двор окружал обводной канал шириной 100 метров и длиной более полутора километров. Он соединялся с Мещерским озером. Для подачи дополнительного объема воды - еще с Пырским каналом. Этот обводной канал впоследствии так и назвали именем его создателя — Бетанкура.

На обновленной к 800-летию территории Нижегородской ярмарки в память об инженерном гении появился небольшой водный канал, но уже в качестве арт-объекта.

6. Нижегородская традиция чаепития сложилась на Нижегородской ярмарке.

Именно здесь до второй половины XIX века был крупнейший мировой рынок чая. Дело в том, что тюки дорогого груза попадали в другие страны мира через Россию, преодолев путь от пограничного городка Кяхты. По реке чай прибывал на ярмарку, и нижегородцы первыми пробовали его. Потом долгие чаепития вошли в традицию. Она стала неотъемлемой частью образа нижегородцев, которых прозвали водохлебами.

Чаем на Нижегородской ярмарке перестали торговать после открытия китайских портов. Оттуда товар отправляли по морю.

7. Чем торговали на Нижегородской ярмарке?

Проще сказать, чем не торговали. Ассортимент менялся в зависимости от экономической обстановки и технического развития страны. Из Азии и Востока привозили ковры, пряности, шелк, драгоценные камни. Пригоняли на продажу табуны коней. На Нижегородской ярмарке продавалось больше половины всей рыбы, выловленной в низовьях Волги и в Каспийском море. Всегда торговали изделиями нижегородских ремесленников.

С Урала поставляли на ярмарку железо, но с пуском Транссибирской магистрали стали доставлять его напрямую в промышленные центры страны. Зато в 1862 году торговые ряды заполнились тканями, их привозили по железной дороге, соединяющий Нижний и Москву. Во второй половине XIX века на ярмарке заключались крупные оптовые сделки по продаже зерна.

На Всероссийской промышленно-технической и художественной выставке 1896 года посетители увидели первый русский автомобиль с бензиновым двигателем конструкции Евгения Яковлева и Петра Фрезе
На Всероссийской промышленно-технической и художественной выставке 1896 года посетители увидели первый русский автомобиль с бензиновым двигателем конструкции Евгения Яковлева и Петра Фрезе
Фото: Максим Дмитриев

8. Посетителей Нижегородской ярмарки было больше, чем жителей Нижнего Новгорода.

При этом активно ярмарка работала не больше двух месяцев. Официально она открывалась 15 июля, а закрывалась 25 августа. На деле торговля продолжалась еще и в начале сентября. Так вот за один сезон Нижегородскую ярмарку посещало около миллиона человек при том, что в 1896 году население самого Нижнего составляло всего лишь 81 563 человека.

Сохранилась еще статистика. Только от Нижегородской губернии ярмарку посетило в 1895 году 742 купца, в 1903-м - 944 купца, в 1907-м - 709, в 1913-м - 565. А ведь ехали на торжище со всей России.

9. Нижегородская ярмарка — центр развлечений.

Они были на любой вкус. Для развлечений отводилась территория возле Мещерского озера. На Самокатной и Новосамокатной площадях располагались увеселительные балаганы. Публике попроще здесь предлагались самокаты, то есть карусели. В ресторанах не только подавали еду, но играли оркестры. Нижегородские ярмарочные арфистки стали знамениты на всю Россию. В ярмарочном театре давала представления труппа Фигнера. Знаменитый цирк братьев Никитиных тоже отсюда родом.

Кстати, карусели и качели, развлечения для всей семьи располагались около Главного ярмарочного дома и в советские времена. Традицию возобновили к 800-летию Нижнего Новгорода. На обновленной территории открываются зоны отдыха и детская площадка, зимой обещают заливать каток. .

Фасад Главного ярмарочного дома подходит и для современных лазерных шоу
Фасад Главного ярмарочного дома подходит и для современных лазерных шоу
Фото: Александр Воложанин
Фотобанк

10. Всероссийская художественная и промышленно-техническая выставка 1896 года прославила не только Нижний Новгород, но и всю Россию.

Собственно это и было целью этой выставки. На территории, где сейчас находится парк им. 1 Мая, выстроили 1200 дворцов-павильонов по проектам ведущих архитекторов. Были продемонстрированы все достижения ученых, инженеров, художников Российской империи.  Посетители увидели первый русский автомобиль с бензиновым двигателем конструкции Евгения Яковлева и Петра Фрезе. Свои творения и изобретения представили Александр Попов, Дмитрий Менделеев, Климент Тимирязев. Демонстрировалась картина Михаила Врубеля «Принцесса Греза» и полотно Константина Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам». Ажурную водонапорную башню возвел выдающийся инженер Владимир Шухов, который многим связан с нашим краем.

Сейчас нижегородцы и туристы смогут побывать в микро-Шухов-парке, расположенном перед Главным ярмарочным домом. Это символичное предложение посетить настоящий Шухов-парк в Выксе.

11. Нижегородская ярмарка без ярмарки.

Упадок торговли начался в Первую мировую войну. Тогда Нижегородская ярмарка понесла не только экономический, но и физический урон. На ее территории разместили беженцев и воинские части. То же самое произошло и после 1917 года, когда здесь дислоцировались формирующиеся части Красной Армии.

Потом была эпоха военного коммунизма, короткий расцвет торговли во времена НЭПа. В 1929 году Нижегородская ярмарка была окончательно закрыта. Правда, торговля продолжалась — в Главном ярмарочном доме открыли магазин «Детский мир».

В двух современных выставочных павильонах проводят выставки, форумы, конференции, общероссийского уровня
В двух современных выставочных павильонах проводят выставки, форумы, конференции, общероссийского уровня
Фото: Валентина Колотова

12. Нижегородская ярмарка — всегда была символом города.

Даже после закрытия ярмарки как торговой организации, она оставалась визитной карточкой Нижнего Новгорода. В советские годы были уничтожены все строения торгового городка, кроме двух.

Ни на один день не закрывался Спасский собор, в нем продолжались церковные службы. Храм, построенный по проекту Огюста Монферрана, очень похож на Исаакиевский собор.  Архитектор строил и проектировал их почти одновременно. Поэтому соборы так похожи.

Вторая архитектурная достопримечательность — Главный ярмарочный дом, который построили в 1890 году на смену старому обветшалому. Сегодня в здании располагается интерактивная выставка «Россия — моя история».

Сейчас рядом с главным ярмарочным домом соседствуют два современных выставочных павильона. Они уже стали одной из любимых локаций для фотосессий, а выставки, форумы, конференции, которые в них проводятся, вновь выводят Нижегородскую ярмарку и Нижний Новгород на общероссийский уровень.

Exit mobile version