220 вольт трудностей
Одна из нижегородских компаний намерена запустить в Приволжской столице производство… электромобилей. В то же время директор предприятия Игорь Овчинников заявляет, что ни наш регион, ни соседние к такому транспорту пока морально не готовы в первую очередь из-за высокой цены. Так на что же он рассчитывает и где намеревается продавать свою продукцию?Рабочая группа развивает рынокВ прошлом году на бизнес-саммите Игорь Овчинников познакомился с представителями итальянской фирмы, выпускающей электрокары, и подумал: а почему бы не попробовать продавать их у нас, в России? Вот в Европе, например, достоинства этого вида транспорта давно оценили: он не производит вредных выхлопов в атмосферу, да еще и кошелек хозяина бережет, ведь заправляться электричеством выгоднее, чем бензином.Чтобы у нижегородцев была возможность показать товар лицом, в марте этого года итальянцы прислали один электромобиль из своего модельного ряда — мини-автобус для перевозки пассажиров.— В рамках XXII заседания Российско-итальянской рабочей группы наши компании подписали договор о намерениях совместными усилиями развивать авторынок, — рассказал Игорь Овчинников. — В частности, речь шла о возможности совместной сборки электромобилей с применением автокомпонентов отечественного и итальянского производства. Однако для начала надо было провести маркетинговые исследования, чем мы и занялись.Презентация без надеждыОколо полугода компания презентовала транспортное средство на различных мероприятиях, в том числе на площадке областной Торгово-промышленной палаты, где с ним смогли познакомиться члены правительства региона.— После демонстрации рекламного видеоролика на их лицах читалась заинтересованность, но ответ на вопрос «Сколько он стоит?» вызвал скепсис: 40 – 45 тысяч евро — сумма нешуточная, — вспоминает Овчинников. — Еще одним серьезным препятствием служит отсутствие инфраструктуры. Например, если за рубежом заправки и сервисы для электротранспорта можно встретить чуть ли не на каждом углу, то у нас с этим туго. Таким образом, мы почти разуверились в возможности продавать в России итальянский электромобиль. Последняя наша надежда найти покупателей — выставка в Москве, которая пройдет в конце ноября. После этого мероприятия мы отправим демонстрационный образец назад в Италию.Хотя такой электрокар мог бы оказаться кстати на главной улице нашего областного центра — Большой Покровской: он компактный и бесшумный, потому с его помощью можно и мусор вывозить, и снег чистить.Сами соберем и на юга отправимНо трудности нижегородского предпринимателя не остановили — он решил сам заниматься производством электрокаров. Дело в том, что при пересечении границы утилизационный сбор и НДС составляют чуть ли не 50 процентов! А ведь это еще и с учетом того, что в начале этого года была обнулена таможенная пошлина на ввоз электромобилей…Продавать собственноручно собранное транспортное средство предполагается южным регионам, в частности, речь идет о Крыме.— Там электрокары широко используются, например, на набережных: я убедился в этом, когда в этом году был на там на пресс-конференции, — говорит Игорь Овчинников. — Мы уже провели переговоры — наше предложение местный бизнес заинтересовало.Мы поинтересовались у предпринимателя Дмитрия Кузина, владельца нижегородской фирмы по организации экскурсий, готов ли он использовать для своего бизнеса электромобили.— Честно говоря, я даже не слышал про такой вид транспорта, — признался Дмитрий. — Главные наши требования к автобусу — маневренность, небольшой размер и, конечно, цена. Сейчас мы используем шестиместные микроавтобусы, ориентировочная стоимость которых — 1 млн 700 тыс. рублей. Электрокар за два с половиной миллиона мы покупать точно не будем, каким бы прекрасным он ни был, так как затраты на него никогда не окупятся. Но если он будет сопоставим по цене с теми автобусами, которые мы используем сейчас, то почему бы нет?Федеральный план стимуляцииТем временем в сентябре этого года Минэкономразвития РФ подготовило комплексный план развития экологически чистого транспорта в стране на 2014 – 2017 годы. Одна из главных целей, которые планируется достичь с его помощью, — снижение выбросов парниковых газов. План подразумевает выработку решений для стимулирования производства и эксплуатации электромобилей.В частности, к апрелю 2015 года планируется внедрить схему льготных кредитования и лизинга, а к октябрю — предложения по снижению цены на машины, стимулированию локализации и созданию сервисной инфраструктуры. Кроме того, федеральные чиновники намерены сформулировать предложения для региональных властей, чтобы те, в свою очередь, стимулировали использование этого вида транспорта, например, в форме предоставления ему преимущества при движении и парковке.Надо сказать, что пока рынок электромобилей в России только формируется. В течение всего прошлого года было продано около ста единиц транспорта. По итогам 2014-го в связи с обнулением импортной пошлины количество проданных автомобилей, скорее всего, составит порядка пятисот единиц. В сравнении с объемами продаж легковых автомобилей это просто смешная цифра.Надо отметить, что электромобили производят не только за рубежом — у отечественного автопрома тоже есть разработки. Так, например, «АвтоВАЗ» в этом году выпустил 30 электромобилей, большинство из которых также используется в курортных зонах страны.Гибридный вариант невеликПереходный вариант от традиционных авто с двигателем внутреннего сгорания к электрокарам — гибриды. Но и на них спрос пока не особо велик.— Мы продает только одну модель с гибридным двигателем, но и она большой популярностью не пользуется: в прошлом году продали только два автомобиля, а в этом и вовсе ни одного, — рассказывает специалист по рекламе одного из нижегородских автосалонов Анастасия Башкирова. — Людей в первую очередь пугают высокая цена и трудности, с которыми придется столкнуться: например, доступ к электросети, отсутствие электрозаправок, необходимость приобретения или аренды гаража, ведь на улице такой дорогой автомобиль не оставишь… Хотя, на мой взгляд, все расходы должны окупиться благодаря экономии на топливе. Недаром же в Европе люди уже давно осознали преимущества гибридных авто. Убеждена, что и у нас произойдет то же самое.КстатиПервый электрокар поступил в Россию в 2011 году. Пока к нам их импортирует только Mitsubishi Motors. Есть планы и у Renault, которая ориентируется прежде всего на корпоративных клиентов.