Александр Федоров: «Мы производим идеи, над которыми потом весь мир ломает головы»
Александр Александрович Федоров ? самый молодой в Нижнем Новгороде профессор-гуманитарий. Доктором философских наук он стал в 33 года. И тогда же, в 2003 году, возглавил открывшийся в Нижегородском педагогическом университете философско-теологический факультет, первый и пока единственный философский факультет в нашем городе. Конечно же, познакомиться с таким уникальным человеком было очень интересно. Тем более что в году уходящем он получил грант в рамках программы Президента России государственной поддержки молодых российских ученых. Вот с этого события и началась наша беседа.? Я поставил задачу, связанную с этим грантом и этим финансированием, ? реализовать в печати фонд Михаила Михайловича Сперанского, ? говорит Александр Александрович. ? В его наследии есть огромный раздел ? более 300 страниц ? это философские заметки. У нас они никогда не печатались, не публиковались. Комментировались только на Западе. Но вы, конечно, помните, кто такой Сперанский?? Да как вам сказать?? Это известный политический деятель, министр, граф, современник Пушкина. Поэт называл его гением зла и гением блага. Некоторое время Сперанский находился в ссылке в Нижнем Новгороде. Помимо того, что он был оригинальным политиком, он занимался философией и мистикой. И делал это более чем успешно.Например, в германской историографии его считают едва ли не провозвестником теории коммуникаций ? одной из ведущих в философии ХХ века. Сперанский ? это один из первых аксиологов, то есть тех, кто разрабатывает теорию ценностей. И это богатство лежит мертвым грузом в архиве. Получение гранта дает свободу на полтора-два года, когда можешь заниматься своей темой, не испытывая финансовых трудностей.? А сложно получить такой грант?? На 50 процентов это лотерея. Моя заявка вызвала позитивное отношение благодаря двум вещам: разработка неизвестного архива отечественного философа и большой объем современной философской литературы Германии, Франции, который в гранте используется.? И все намеченное удалось сделать?? На две трети. Возникли сложности при работе с отделом рукописей Российской национальной библиотеки. Мне отказались выдать архив для ксерокопирования. Пришлось искать многоэтажные обходные пути, что заняло много времени. Но это не главное.Итогом работы считаются научные публикации в реферируемых журналах, то есть имеющих резюме на английском языке. У меня за год вышло восемь публикаций в такого рода журналах. Одна монография в печати, а вторая ? вот, я могу даже вам подарить экземпляр.? «История меня». Какое странное название!? «История меня» ? это история персонализма. Он берет начало в философской мистике XVII века. Его суть заключается в том, что все, что есть, ? это я. Все возникает вместе со мной и вместе со мной умирает. А все остальное для меня уже не имеет значения. Следовательно, тот миг, пока я живу, нужно использовать по максимуму.? Довольно эгоистическая теория.? Безусловно. Вот на этом эгоизме, который к ХХ веку превращается в персонализм, и строится вся западноевропейская цивилизация. Но этот эгоизм потом легко трансформируется в коллективистское начало, особенно когда речь заходит об общих делах.Итак, грант президента ? это во-первых, а во-вторых, событием года стал учебник по истории русской религиозной философии, который мы выпустили совместно с первым проректором нашего университета Львом Евгеньевичем Шапошниковым. В Москве, в издательстве «Высшая школа». Учебник рекомендован для всех гуманитарных вузов. Что касается моей части в учебнике, то это история русской религиозной философской мысли с Х по первую четверть XIX века. К сожалению, сформировалось ошибочное мнение, что философия в России появилась только в XIX веке со славянофилов, Владимира Соловьева. И, как правило, более раннему периоду даже в учебных академических пособиях уделяется не более 30 ? 40 страниц. У нас этот раздел занимает 200 страниц, мы попытались продемонстрировать всю полноту идей, масштабность интеллектуального развития, которое происходило в России в XI ? XVIII веках. По отзывам, учебник удался. 20 экземпляров отправлено в Германию, три заказала библиотека конгресса США.При том, что у нас в стране колоссальное количество людей занимаются наукой, а если выстроить колонну из философов, то протянется она до Владивостока, обнаруживаются очень странные вещи. Например, самым великим и знаменитым русским философом, который во всех случаях транслируется на Западе, считается Владимир Соловьев. Но в России единственное полное собрание его сочинений было издано сразу после его смерти в 1900 году. Десять томов. И все. Полные собрания его сочинений выходили неоднократно в Германии, Франции, Италии. Есть восьмитомник Соловьева совместного издания Оксфорд ? Кембридж. У нас вышли два тома, и опять дело замерло. А если мы заботимся о своем наследии, то и надо начинать с источников, с традиций.? Как вы сами-то пришли в науку и как ваш факультет встает на ноги? Или он все еще в пеленках?? Родился в Семенове, жил и живу в Нижнем. Мама ? по профессии химик, всю жизнь работала в академическом институте, отец ? журналист. Сам я окончил истфак университета имени Лобачевского. А интерес к философии ? это еще со школьных и студенческих времен. Всегда очень хотелось заниматься наукой. Что касается факультета, то, сами понимаете, философский факультет ? это подразделение элитное во всяком вузе, а в педагогическом ? просто уникальное. Ведь мы готовим не педагогов, а исследователей, людей с классическим университетским образованием. И чтобы дать студентам качественное образование, несмотря на значительное количество докторов наук в городе и нашем вузе, приходится приглашать преподавателей из Московского, Санкт-Петербургского и других вузов. Наша задача ? войти в российское философское сообщество. И дело идет неплохо. Когда будет выпуск ? а сейчас наши студенты на четвертом курсе, ? факультет должен поставить себя как один из многих в России, но обладающий уникальными особенностями. Таких особенностей у нас две: одна связана с изучением истории русской философии ? в вузе создана своя научная школа, вторая ? это введение специализации «Социальное управление».? Александр Александрович, а какие идеи будут, на ваш взгляд, будоражить наше общество?? Так как Россия настаивает на своем месте в числе ведущих стран мирового сообщества, мы находимся в рамках европейско-американской культуры. Все тенденции глобализации присутствуют и у нас. А главной, скорее всего, будет идея персонализма, то есть понимания себя в этом мире как существа, главной задачей которого является самореализация.На втором месте, учитывая русские особенности, будет стоять тенденция традиционалиская. Мы всегда, независимо от того, грозит ли нам это гибелью или обещает расцвет, подчеркиваем свою самобытность. У нас самая тяжелая история из европейских стран, русский народ, российская цивилизация уникальны. У нас свой путь. Это мы всегда будем утверждать. В связи с чем прогнозы разные. Нам обещают серьезный кризис в 2017 году, связанный с перераспределением энергетических сфер влияния и изменением политических сил в России. Замечено, что у нас в истории есть 36- и 54-летние циклы. Именно через такие интервалы последние четыре века в стране происходят потрясения политического, военного или какого-то другого характера.И еще. Конечно же, российская цивилизация попытается вновь сформулировать универсальную идею для всего мира. Что это такое, никто не знает. Это идеал. Это утопия. Но она нас преследует уже несколько столетий. Мы пытаемся найти универсальный рецепт благополучия для всего мира сразу.? А мучаемся от этого сами.? Да, автор всегда страдает больше.? Но неужели опять поиски?? Наша цивилизация без этого не может. Мы очень хорошо производим уникальные талантливые личности и идеи, над которыми потом весь мир ломает головы и не знает, что с ними делать. А вот как обустроить себя, о чем писал Солженицын, нам это неинтересно. Энтузиазм по поводу практического обустройства иссякает быстро. И снова начинается поиск идей.