Андрей Дахин: «У экономики России есть хороший запас прочности»
«Итоги 2023 года сумели развеять смутные массовые беспокойства, вызванные непримиримым градом санкций, несколькими залпами громогласно брошенных в сторону России. Несколько улеглись и другие смутные беспокойства, связанные с положением дел в зоне СВО и вызванные новизной, неожиданностью, неопределённостью многих событий, прокатившихся «за лентой» и вблизи неё, — сказал д.ф.н., профессор Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС Андрей Дахин, подводя итоги 2023 года.
- Итоги года показывают, что у экономики России есть хороший запас прочности, так что граждане не беспокоятся по поводу дефицита товаров повседневного спроса. Итоги года показали и то, что у санкций – довольно сильный эффект бумеранга, так что охотники до таких волюнтаристских запретов сами получили по рукам. Спокойная сдержанность в отношении мероприятий СВО постепенно восстановила в обществе представления о подлинной ценности ратного труда, обеспечение которого налаживают профильные ведомства Министерства обороны и российское Правительство. Поэтому в целом можно сказать, что, как ни драматичны были некоторые события уходящего года, сохранение своеобразного «статус-кво» российской жизни ощущается самыми разными социальными слоями нашего общества (от «звёздных» столичных тусовок до обычных провинциальных корпоративов), — ощущается как хороший подарок уходящего года и как повод «выдохнуть» и повеселиться.
Теперь предстоит оценить и перспективу грядущего, где в череду тревожных звоночков вписываются неустойчивость и падение курса рубля, повышение цены на куриное яйцо, резкие ограничительные меры в сфере обращения публичной информации и культуры. Анализ природы социально-экономической устойчивости приводит к заключению, что она достигнута за счёт ранее созданных производительных сил, резервы которых в 2023 году были полностью активизированы. Заводы, работавшие в одну смену, теперь работают в три; в цехах, где ранее из десяти станков работало два, теперь работают все десять; там, где старый курс рубля (по отношению к доллару США) позволял получать рентабельность, придерживаясь уровней «социально обоснованных» цен, теперь, при резком падении курса рубля, сохраняться на уровне рентабельности приходится за счёт повышения цены для конечного покупателя и т.д.
Имеющиеся заводы работают в три смены, и это их потолок. Государственные и муниципальные служащие работают по принципу «24 х 7» и это тоже потолок работоспособности. Савка ЦБ под 16% устанавливает потолок для частных заимствований под инвестиции: так что, собирая вклады населения с доходностью до 17% годовых, банки упираются в потолок, под которым частично раздают потребительские кредиты, а частично сливают свои активы в валюту и ждут следующего падения курса рубля.
Основная проблема видится в том, что в этой механике «статуса-кво» не возникают проекты развития, проекты, создающие производственные мощности «на вырост». Например, в рамках нацпроекта безопасные дороги (Нижегородская область, за 2023 г.) приведено в нормативное состояние 1220 км дорог, но пропускная способность дорог не увеличилась, а даже уменьшилась, поскольку вдоль дорог построены новые многоэтажные ЖК с высоким уровнем автомобилизации жильцов. Как представляется, переход механики государственного управления социально-экономической системой из режима планирования «от имеющегося» к режиму планирования «на вырост» становится существенной дилеммой следующего президентского цикла России. Хочется надеяться, что кандидаты в президенты России представят свои решения по этой дилемме, и избиратель сможет что-то выбрать».