АПК: К 2010 году все районы области должны выйти на самофинансирование
27 марта Законодательное собрание области утвердило целевую программу развития агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2008 – 2012 годы. Определены основные параметры производства продукции, качественные показатели продуктивности отраслей, перспективные направления строительства на селе, комплексного благоустройства территорий, технического перевооружения, решения кадровых проблем. Законодательно приняты статьи финансового обеспечения программы как по годам, так и в целом на пятилетие.Со стороны правительства области утверждены разработанные министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов соглашения с руководителями районов по исполнению намеченных показателей. Надо сразу отметить, что сама целевая программа прошла многоступенчатый путь согласований и доработок. Первый вариант был отклонен губернатором области как не отвечающий амбициозным планам возрождения нижегородского села и намеченной финансовой поддержки, возрастающей год от года. Окончательная редакция программы, принятой ОЗС, вышла на более высокий уровень всех показателей. В эти дни проходят зональные совещания, на которых идёт обсуждение программы и подписание соглашений с районами. Первое прошло в Шатках 25 марта (в его работе принял участие губернатор области В. П. Шанцев), второе — в минувший четверг, 27 марта в Павлове, третье состоится 4 апреля в Городце.Надо признать, что обсуждение этого документа шло весьма заинтересованно и вызвало немало споров. Особенно этим отличалось совещание в Павлове, где присутствовали представители районов центральной и юго-западной зон. Министр сельского хозяйства Л. К. Седов, который выступил с основной информацией, вынужден был даже сделать такое замечание. Почему-то в Шатках в присутствии губернатора не был поднят практически ни один острый вопрос, а здесь, в Павлове, эмоции перехлёстывают. Желательно, чтобы губернатор услышал подобные высказывания из первых уст. Разумеется, отметил Леонид Константинович, он доложит губернатору о ходе обсуждения во всех подробностях, но впредь попросил представителей районов не бояться высказывать претензии и первому лицу области. Что касается самой целевой программы, которую присутствующие уже успели окрестить пятилеткой возрождения села, то министр сразу отметил, что стратегической её задачей являются первоочередное развитие растениеводства и животноводства, обеспечение населения преимущественно своим продовольствием, техническое перевооружение на базе современных технологий, развитие сельских поселений, доступ к льготному финансированию, привлечение кадров на село. Уже к 2010 году все районы должны выйти на самофинансирование. А в 2012 году индекс физического объёма сельскохозяйственной продукции возрастет в полтора раза. Конкретно по отраслям: производство зерна — 1,8 миллиона тонн, картофеля — 965 тысяч тонн, овощей — 416 тысяч tohh, рапса — 200 тысяч тонн, молока — 793 тысячи тонн, мяса скота и птицы — 256 тысяч тонн, яиц — 2,3 миллиарда штук. Причём показатели областной программы значительно выше параметров федеральной программы. Совокупное финансирование из всех источников поступлений за пять лет составят в пределах 155 миллиардов рублей.Далее министр сообщил, что основы подготовки к столь масштабным преобразованиям были заложены реализацией национальных проектов. За два последних года пущено в эксплуатацию 43 животноводческих комплекса, в стадии строительства ещё 28 объектов. В прошлом году производство сельхозпродукции по всем формам собственности достигло 13,6 миллиарда рублей, уровень рентабельности за год вырос с 63 до 78 процентов. Освоено 8,3 миллиарда инвестиционных кредитов, областной бюджет АПК достиг 2,6 миллиарда рублей против 840 миллионов в 2005 году.Сейчас, продолжил Л. К. Седов, в преддверии начала полевых работ как раз и необходимо заложить прочные основы будущих успехов уже с первого года выполнения целевой программы. Для этого есть все предпосылки. Только за один прошлый год сельхозпредприятия закупили 500 новых современных тракторов, 250 высокопроизводительных зерновых и кормоуборочных комбайнов, множество комплексных широкозахватных почвообрабытвающих агрегатов, осуществляется переход на более экономичное газомоторное топливо, обновляется зерносушильное хозяйство, осваиваются ранее заброшенные площади пашни. Не вызывает сомнения готовность техники к предстоящим работам, есть достаток кондиционных семян зерновых и картофеля, выше прошлогодних запасы горючего. Единственная позиция, которая вызывает тревогу, — невозможность в нужном объеме закупить астрономически подорожавшие минеральные удобрения.Разумеется, готовность к севу в разных районах и хозяйствах неодинаковая, на что министр заметил, что гибкой системой дотаций эту ситуацию постараются смягчить. Хотя особого восторга у присутствующих это заявление не вызывало. Многие выступающие отмечали, что с новой системой распределения бюджетных дотаций при сохранении уровня производства части средств хозяйства лишаются. На что Седов ответил, что будут разбираться по каждому конкретному случаю и оперативно исправлять перекосы.Очень серьёзно был поднят вопрос об участии в целевой программе тех хозяйств, которые перешли в ведомство инвесторов — фирм и организаций частной формы собственности. Пока их руководители заявляют, что, мол, это ваша программа, вы её и выполняйте, а мы будем действовать самостоятельно. Но ведь они включены в общую хозяйственную деятельность районов и пользуются землёй территорий. Пришлось признать, что этот вопрос пока не проработан.Прозвучала тревога о реальности исполнения планов программы в связи с тем, что параметры роста были рассчитаны исходя из ныне существующих цен и тарифов на те же энергоносители и промышленные товары для села. А они безудержно дорожают, и это может внести негативные коррективы. Подписанные соглашения, принявшие после утверждения Законодательным собранием форму закона, обязывают таким образом нерационально тратить собственные средства сельхозпредприятий, не получая компенсаций. Это больше касается тарифов на электроэнергию. Да, согласился министр, ныне дотации на удешевление электричества в бюджете не предусмотрены. Собственно, они не были предусмотрены и в прошлом году, но волевым решение губернатора часть дополнительных доходов областного бюджета всё-таки была переброшена депутатами ОЗС именно на удешевление электроэнергии для сельхозпредприятий. Л. К. Седов заверил, что если и в этом году выполнение бюджета будет идти опережающими темпами и появятся дополнительные доходы, то вопрос о компенсациях непременно будет поставлен и перед губернатором, и перед депутатским корпусом.Еще много вопросов и проблем поднималось на этом совещании, часть из них находила или немедленное разрешение, или надежду на разрешение в ближайшее время. Во всяком случае, у всех присутствующих отнюдь не наблюдалось былого безысходного настроения.