Арифметика любви. Многодетная семья из Нижегородской области рассказала, как вырастить счастливыми 11 детей
Газета "Нижегородская правда" №24 от 03.04.2019
Подписка на газетуНеобычная многодетная и многонациональная семья живёт в посёлке Шайгино Тоншаевского района. Маленькие и взрослые дети, родные и приёмные – все в ней одинаково хорошо говорят на трёх языках – таджикском, узбекском и русском. У Каримовых 11 детей и девять внуков, но они готовы усыновить еще двоих-троих малышей.
Узбекский, таджикский, русский
Супруги Каримовы приехали в посёлок около 15 лет назад из Таджикистана. Глава семьи Рахимбек – таджик, его жена Латофат – узбечка. Было у них тогда пятеро сыновей.
«Купили здесь дом, обосновались и стали мечтать о дочке, чтобы цвела у нас, как цветочек», – рассказывает Латофат. – «Но родился снова сын, Бахтибек, сейчас ему 13. Стали собирать документы на приёмную дочку, хотели совсем маленькую, грудного возраста взять. И только нам документы утвердили на русскую девочку Алину, как Бог дал нам ещё дочку, кровную, Зилу. Сразу двойное счастье!»
Девочкам сейчас по 11 лет, и они неразлучны – вместе и играют, и в школу ходят, и уроки делают. Как и старшие братья, обе говорят на трёх языках – таджикском, узбекском и русском.
«Еще две таджикские сестрёнки, шести и четырёх лет, Розия и Робия», – продолжает Латофат. – «Взяли их под опеку, пока их мама была в колонии, совсем недавно она вышла, и мы вернули ей детишек, как положено. До этого больше года растили русских братика с сестричкой, Богдана и Арину, потом тоже вернули их родной маме».
Кстати, когда Каримовы жили в Таджикистане, у них жила приёмная дочка Фатима. Сейчас ей 22 года, у нее уже своя семья.
«Я сама сиротой росла», – делится Латофат. – «Отец умер, а у мамы нас было пятеро. Нас отчим воспитал. Мама (ей сейчас 84) тоже росла после войны сиротой. Так что мы знаем, что такое остаться в детстве без родителей».
Недавно семья Каримовых получила специальный приз на зональном конкурсе «Нижегородская семья».
Знать языки – знать мир
«Дома между собой мы по-таджикски говорим», – включается в разговор папа, Рахимбек. – «И все наши дети до детского сада с нами по-таджикски разговаривали, по-русски и по-узбекски только отдельные слова учили. Потом в садике быстро освоили русскую речь, в школе разговаривают по-русски уже прекрасно. А по-узбекски всё понимают, но словарный запас не такой большой. Вот когда к нам переехала жить мама жены из Узбекистана, стали лучше говорить и на этом языке, бабушка их учит. Повторяет, что знать разные языки – значит, знать мир».
Латофат 51 год, недавно вышла на досрочную пенсию как многодетная мама. Рахимбек работает в МЧС водителем пожарной машины. Трое сыновей тоже пошли по его стопам.
«Старший сын, 29-летний Давлятбек, работает водителем пожарной машины в Тоншаеве», – с гордостью делится многодетный отец. – «Второй сын, Сухонбек, – водителем автобуса в Москве. Третий на фанерном предприятии Тоншаевского района. Четвертый – в Якутии геодезистом, у него высшее образование, шесть лет учился. Три месяца трудится, потом на месяц домой приезжает. Ещё один недавно пришел из армии, теперь тоже учится на водителя. Ему 21 год, пока не женат. А младший учится в седьмом классе».
Поделиться теплом
Четверо старших сыновей Каримовых вместе со своим семьями живут тут же, в посёлке.
«У нас в общей сложности девять внуков», – улыбается Рахимбек. – «Старшая наша невестка русская, остальные – таджички».
А ещё все дети Каримовых – заядлые спортсмены с детства.
«Футбол, баскетбол, волейбол, лыжи, бег, тяжёлая атлетика, штанга», – перечисляет семейные увлечения его сын Сухонбек. – «Все в соревнованиях участвуем. Например, меня моё автобусное предприятие в Москве постоянно отправляет на «Гонки героя»».
Младший сын Каримовых, семиклассник Бахтибек, три-четыре раза в неделю ездит в районный ФОК на несколько спортивных секций и в бассейн. Сестрёнки Зила и Алина занимаются танцами в поселковом Доме культуры.
«Мы здесь счастливы», – подытоживает глава многодетного семейства Рахимбек. – «Есть любимая работа, дом, наши внуки ходят в детский сад».
Сейчас Рахимбек и Латофат опять собирают документы на опеку. Говорят, для них не имеет значения ни национальность, ни пол малышей. Просто хотят поделиться своим теплом с детишками, оставшимися без родителей.