Данила Козловский: «Гол я своровал у Месси!»
Жанр спортивной драмы в нашем кино в последнее время в фаворе. Мы уже видели фильмы про хоккеистов («Легенда № 17»), баскетболистов («Движение вверх»), и вот теперь пришёл черед футболистов. Фильм «Тренер» стал одним из главных событий киновесны и режиссёрским дебютом Данилы Козловского. Представлять премьеру нижегородцам 32-летний актёр приехал лично.
От любви до ненависти
Шумиха вокруг «Тренера» поднялась ещё до его выхода на экраны. Как только трейлер появился в Сети, некоторые пользователи начали оставлять обидные комментарии, называя «Тренера» «бездарным», «суперпафосным» и «худшим образцом Голливуда».
Козловского такие высказывания явно обидели. «Такого количества ненависти я вообще не ожидал. Я показывал ролик в Европе, в «Челси», в Лондоне, в Ирландии, в Штатах. Там все округляют глаза: «Мать твою! Это кто сделал? Наши?» – «Нет, наши – русские». А в России сплошная ненависть и хамство», – заявил он, чем всколыхнул новую волну негатива.
Козловский даже на некоторое время уехал из России отдохнуть, однако к премьере всё-таки вернулся. Когда он вышел на сцену нижегородского кинотеатра после сеанса, зал встретил его овацией. А нижегородцы, пользуясь случаем, буквально засыпали Данилу вопросами.
– Довольны ли вы получившимся фильмом?
– Я переживаю разные фазы своего отношения к фильму: от любви до ненависти здесь один шаг, и в какой-то степени я недоволен своим фильмом. Да и любой режиссёр никогда не скажет вам: а вот тут я – молодец! И я не исключение. Но то, что мы хотели сказать этим фильмом, мы сделали. Дальше слово за зрителями. Услышат ли они нас? Вы сегодня смотрели совершенно замечательно. Последние 30 минут я был шпионом в зрительном зале. Несколько раз была абсолютная тишина, очень дорогая мне. Спасибо вам за вашу чуткость и за ваше удивительное внимание!
– Как живётся вам, актёру, в новом статусе – режиссёра фильма?
– Я действительно профессиональный актёр, у меня есть красный диплом всего с одной четвёркой – по русскому театру, но нам преподавали и режиссуру. Я её очень любил, и чувствую себя замечательно в этом качестве. Это не было спонтанный шагом – решение подготовленное. Сделал несколько картин как продюсер, всегда присутствовал на репетициях моего учителя Льва Додина, и то, что я стал режиссёром фильма, – естественный для меня шаг, и я буду продолжать.
Без границ
– Получается, что вы и актёр, и режиссёр, и продюсер, и даже певец. Что же из всего этого вам приносит большее удовлетворение?
– Я не профессиональный певец и не собираюсь им становиться. Вокалом надо заниматься, и заниматься профессионально, а у меня нет на это времени. Счастливым меня делает то, чем я занимаюсь в данное время. Я не ставлю перед собой границы, где я режиссёр, продюсер или ещё кто-то. Но я соскучился по ощущению, когда приходишь на площадку и не делаешь ничего, кроме того, что играешь. Сейчас у меня в планах несколько идей, несколько сценариев, которые я разрабатываю. У меня молодая компания, мне нужно её развивать.
– Кто же они – ваша команда? Операторская работа в фильме просто грандиозна!
– Это ребята, которые работали и на «Легенде № 17», и на «Экипаже». Они делали массу голливудских и российских картин. Оператор Толя Симченко придумал для картины специальное техническое средство, и мы смогли снимать длинными планами футбольный мяч, успевая за игроками и их скоростями! С обычной камерой это невозможно. Я показывал эти кадры футбольным специалистам, и они совершенно не понимали, как мы это сделали.
– Будет ли у фильма продолжение?
– Второй части не будет. Всё, что я хотел сказать, сказал в первой. Хотя… кто его знает. Аппетит, как и жажда наживы, приходит во время еды. Вот как повалят зрители!…
Сплав звёзд
– Если в «Легенде № 17» понятно, с кого вы лепили ваш образ, то кто был для вас образцом в этом фильме?
– Начало атаки героя – гол – я своровал у Лионеля Месси. Мы, не мудрствуя лукаво, процитировали сознательно этот грандиозный гол. А начало этого гола – объединение тренера, фанатов и игрока, который заставляет тихую трибуну встать и скандировать его имя – некая метафора. Всё, что происходит в моём кино, – реальные моменты жизни. Незабитый пенальти – вспомните Роберто Баджо в матче с бразильской сборной в финале чемпионата мира 1994 года. Или Давида Трезеге, который забивает золотой гол, а спустя два года не забивает решающий пенальти, и сборная Франции проигрывает. Я могу очень много сейчас приводить реальных фамилий. А что касается поведения игроков, то это для меня такой сплав Кантоны, Роналду и Аршавина. Если говорить о тренере, то это – Хосеп Гвардиола, Антонио Конте, Юрген Клопп. А если про русских – то Валерий Карпин, который возглавил «Армавир» и терялся в первых матчах.
– Какой же он, ваш Столешников?
– Он – талантливый футболист, капитан национальной сборной и капитан московского «Спартака». Просто так эти должности не занимают. Я сторонник того кинематографа, где не всё разжёвывается зрителю. Мы ничего не рассказываем – мы с места в карьер, с кадров, где он обыгрывает двоих игроков, уходит в штрафную, зарабатывает пенальти. И разговоры вокруг показывают, что он – профессионал высокого класса. Что касается эмоций, то футболисты очень темпераментные ребята. Игроки экстра-класса получают жёлтые и красные карточки в ответственных матчах потому, что не сдержали эмоций. Примеров миллионы. Вспомните Зидана. Но все мы люди, и предохранители ломаются.
Фанат Даниил
– Вы с таким упоением рассказываете о футболе! Что для вас футбол?
– Я обожаю эту игру с детства. Страшно рубился во дворе в коробке на асфальте, и до сих пор не понимаю, почему большинство коробок у нас в стране асфальтированные. Там я и получил первую травму колена. В детстве я носил палёные футболки с вьетнамского рынка с фамилиями игроков, перематывал скотчем кроссовки и кеды. Все это у меня было, и я испытывал неимоверное счастье, играя допоздна в футбол. И сейчас стараюсь играть каждые понедельник и четверг.
– А за какие команды болеете?
– Я поддерживаю российский клуб «Краснодар» – после того, как я там снял кино и познакомился с основателем клуба Сергеем Галицким. Он построил стадион, очень много делает для детского футбола и своей команды и вообще развивает край. Мне близка его философия. Когда человек старается менять жизнь в своей стране к лучшему, это не может не вызывать восхищения. А что касается мировых грандов, то я болею за «Челси». Опять-таки, я там снимал своё кино, у меня есть возможность посещать матчи, если это совпадает по времени и если мне дают халявный билет!
– В чём, на ваш взгляд, отличие зарубежного и нашего футбола?
– Атмосферы разные. Но не в чью-то пользу, а просто разные. В некоторых странах люди ходят на матчи семьями, билетов практически нельзя купить, только абонементы, которые передаются чуть ли не по наследству. И люди болеют поколениями за «Челси», «Арсенал». Это фантастическая атмосфера. Как здесь, в кинотеатре, когда я беру силы от вас, ваших чувств, слёз, от пауз, вашей радости, вашей поддержки. Всё это и даёт мне вдохновение, энергию и драйв!
– После года съёмок и изучения вопроса появилась ли у вас интуиция, чтобы предсказать, как наша сборная выступит на ЧМ?
– Это вопрос! Интуиция не появилась, но я принадлежу к тем миллионам, которые верят в наших футболистов, в нашу страну. Я убеждён, что мы сможем удивить и себя, и остальной мир! Так что я отношусь негативно к подколам и троллингу нашей сборной. Я верю в наших парней, в их талант и в их победу.