Деревенька моя, деревянная, дальняя
Гари — маленькое сельцо,не на каждой карте отмеченное, затерявшееся где-то в лесной зоне между лукояновским Малым Мамлеевом и починковским Мадаевом. Образовали его сто лет назад на берегах некогда полноводной Арзинки несколько мадаевских семей: Карельские, Огневы, Вшивиковы, Богачевы. Переселенцы добывали мед, гнали деготь из коры березы, потом к ним присоединились крестьяне, которые наотвоеванных у леса земляхвыращивали овощи и зерновые, пасли скот, строили жилье, ставили мельницы и шерстобойню. Старожилы помнят, с какой любовью обихаживали новоселы свое место жительства: дома ставили ровными порядками, у окон рассаживали ветлы и цветы, на красной стороне улиц соорудили земляной тротуар, ходить по которому даже в дождь можно было не испачкавшись. В 30‑е годы в Гарях образовался колхоз «Ленинский путь», куда селяне отдали свой сельхозинвентарь и большую часть скота. Кое-кого, не желавшего расставаться с нажитым, раскулачили и сослали за Урал. В колхозе работы хватало всегда. Даже в условиях военного времени, когда большинство мужчин ушли на фронт, гарцы обрабатывали поля ржи, овса, гороха, картофеля. Благодаря сохраненным здесь традициям совместного труда ивзаимопомощи село выжило, не голодало, сохранило детей. Сто десять человек, лучшие гарские мужики, не вернулись с полей сражений Великой Отечественной, обретя последний приют в чужой земле. Среди них: Алексей Иванович Вшивиков, похороненный в Тверской области, Степан Андреевич Безруков, погибший под Москвой, Павел Степанович Воробушков, павший, защищая Зеленоградск, Андрей Федорович Аляев и Иван Васильевич Тарасов, сложившие головы в Германии… Их дети — третье поколение Гарцев, — получив образование и профессии, разъехались по большим и малым городам России. Среди них есть летчики — Александр Паршихин и Виктор Алакин, моряки — Константин Яняев, учителя — Марияи Валентина Чехонские, Антонина Романцова, Анастасия Савлева, врачи — Антонина Карельская и Анна Короткова, работники военных заводов — Любовь Симонова, ученые — Игорь Карельский… Оставшихся в селе из этого поколения можно перечесть по пальцам. Их детей, правнуков первопоселенцевк моменту столетию села зарегистрировано в Гарях всего 78 человек, трудоспособного возраста — меньше половины. Что заставило исконных селян, забросив родительскую землю, родное село, уехать в чужие края? Кто-то объяснит это законами экономики,другие — погрешностью эволюции, третьи — ошибками власти. Но понятие «неперспективная деревня», появившееся еще в спокойные семидесятые, оправдывает сейчас исчезновение тысяч деревень. К счастью, остались еще в провинции люди, готовые поспорить с закономерностями и случайностями государственного развития. Семидесятилетний Михаил Алексеевич Савлев, журналист, фотохудожник, краевед, «гарский зять», как он сам себя называет, со своей супругой Анастасией Михайловной, уроженкой села, бывшей преподавательницей Лукояновского педагогического училища, взяли да и организовали на свои скромные пенсионные сбережения празднование столетия Гарей. Связались с земляками, проживающими за пределами села, подыскали заброшенный, но неплохо сохранившийся домик Марасаровых, безвозмездно переданный их детьми селу, с помощью депутата Тольско-Майданского сельского совета, местного жителя предпринимателя Алексея Вшивикова подремонтировали его, и устроили «Музей крестьянского быта села Гари». Местные жители помогли собрать для него экспонаты: различную посуду и крестьянскую утварь, часы-ходики и керосиновые лампы, довоенный репродуктор и старую швейную машинку, хозяйственные весы и лощило (доску для разглаживания кожи), солдатскую гимнастерку военного времени и лапти — многие предметы с указанием их владельцев. Имеются в собрании сельского краеведческого музея обломки бивней мамонтов и «чертовы пальцы» — окаменелые останки древних беспозвоночных — из личной коллекции устроителя. Гарцы сберегли и подарили музею две иконы из разрушенной сельской церкви и картину маслом неизвестного художника. Нашлось на его стенах место для фотовыставок Михаила Савлева «Село родное Гари» и «Дорогие мои земляки», а в центре горницы — для большого стола с разномастными стульями, за который могут присесть и посмотреть информационные материалы посетители. В доме сохранилась действующая печь («Сложил печник Корнеев Сергей, уличная фамилия Горьков» — указано на вывеске), ее истопили к приходу гостей, а пол устлали домоткаными половиками. И пусть все экспонаты расставлены и разложены вне музейных канонов, здесь чувствуются тепло и уют русской деревни, уходящей от нас навсегда. А потом был праздник, на который у памятника погибшим воинам в центре села собрались более полутора сотен гостей, потомков тех первых переселенцев, основавших на реке Арзинке чистое и красивое село. Прибыли руководители района, которые, как оказалось, также имеют здешние корни. Приехал народный ансамбль районного Дома культуры «Погодушка», чье выступление тронуло присутствующих до слез. И были подарки, как и положено в день рождения:DVD-плейер для музея от отдела культуры района, 100 тысяч рублей на издание книги о селе от почетного гражданина Кстовского района М. И. Карельского и мемориальная доска — «Селу Гари 100 лет: 1911 г.-2011 г.» — еще один подарок супругов Савлевых родному поселению. — Селу Гари Лукояновского района 100 лет — срок не малый, но и не большой, — сказал Михаил Алексеевич. — Самое главное, что мне хотелось бы сказать этим праздником: что будет с нашим селом дальше? Что останется после этого солнечного праздничного дня? Так возникла идея организовать сельский краеведческий музей.Музей крестьянского быта. И сохранить в нем все, что было свидетелем жизни нашего села, наших земляков. — Двойное чувство охватывает в связи в эти событием: с одной стороны, это праздник, с другой — видно, сколько лет отмерено селу. И это чувство горькое, потому что процесс этот вряд ли обратимый, — заметил В. И. Яблоков, глава местного самоуправления Лукояновского муниципального района. — Пока не будут пахаться поля, пока не востребуется земля и труд сельского труженика, села не возродить… Но в тот солнечный день, наполненный радостью встреч, звуками праздника и пасторальными видами русской деревни, верить в это совсем не хотелось…