Диплом для компетенции
Ежегодно нижегородские вузы выпускают около пяти тысяч специалистов в области юриспруденции. Любой здравомыслящий человек пожмет плечами в недоумении: и зачем нам столько юристов? Из года в год наибольшие трудности при трудоустройстве возникают и у новоявленных экономистов, социологов. При этом желание получить диплом по «модной» гуманитарной специальности у абитуриентов не ослабевает.Технари нужнее гуманитариевВ региональном министерстве образования признают: к сожалению,высшее образование не всегда соответствует запросам рынка труда. В результатеогромное количество выпускников трудится не по специальности, в то время какработодатели ищут образованных строителей, инженеров, врачей и педагогов. Гдеже выход? По словам начальника сектора среднего и высшего профессиональногообразования минобра Игоря Захарова, необходимо наладить систему профориентации.Причем внедрять последнюю нужно не с 9 – 11 классов, а с начальной школы.Почему нет серьезных проблем с трудоустройством увыпускников средних профессиональных учебных заведений? Да потому что там частоучащихся готовят под конкретного заказчика. В вузах же всё иначе. Системыраспределения, отказ от которой в свое время расценивался новоявленнымидипломированными специалистами как благо (кому же из городских хотелось ехатьотрабатывать несколько лет на село?), давно нет. Даже для тех, кто учится набюджетных местах. Наладить контакты с будущим работодателем еще совторого-третьего курса — лучший способ найти работу после вуза. И единственный,чтобы наработать опыт, который требуют сейчас при трудоустройстве на любоепроизводство. Именно так поступают студенты Нижегородского техническогоуниверситета. По словам его ректора Сергея Дмитриева, благодаря этой системеработу по специальности получают 99,37 процента молодых специалистов.Набор с цельюПроблему трудоустройства выпускника позволяет решить ицелевой набор в вузы. Его особенность в том, что абитуриент приносит в приемнуюкомиссию не только результаты ЕГЭ. К ним обязан прилагаться договор с органамиисполнительной власти или ведомством, предприятием, организацией о направлениина учебу.Кроме того, по целевому набору гораздо проще поступить ввуз, поскольку для этой группы абитуриентов отдельный конкурс, который значительнониже обычного. Целевики могут получать дополнительную стипендию от будущегоработодателя, всегда обеспечиваются местами в общежитии. Такая практика давнораспространена в районах области для закрепления молодых специалистов.Например, уже несколько лет по договору с нижегородской медакадемиейдивеевские ребята учатся на врача. А получив диплом, возвращаются в район, гдеобязаны отработать не менее пяти лет.Кадры для госкорпорацийОдин из важных критериев эффективного вуза — его связь снаукой и международными объединениями. Например, по словам Сергея Дмитриева, ихуниверситет входит в Российский ядерный инновационный консорциум, готовитспециалистов для госкорпораций, в том числе в области атомных технологий.Выпускники Нижегородского университета имени Лобачевского также идут работать вгоскорпорации России. Это учебное заведение находится на острие современнойнауки — развивает биомедицинские технологии совместно с партнерами из ИПФАНа,ННИИТО, Приволжского окружного медицинского центра.Гуманитариям же сложнее пробиться не только притрудоустройстве, но и в науке. Никита Авралев, проректор по связям собщественностью Нижегородского госуниверситета имени Лобачевского, признает:наша гуманитарная наука не востребована за рубежом. Это значит, что ее спецампубликовать свои статьи в международных научных журналах весьма проблематично.И вообще, гуманитарное образование теперь чаще всего является лишь базой длядальнейшего обучения по конкретной специальности. Именно так предлагаетотноситься к нему ректор лингвистического университета Борис Жигалев. По егословам, университеты должны учить не навыкам и умениям, а компетенциям.Например, выпускники его вуза могут применить и развить свои знания в любомвиде деятельности.• 160 тысячстудентов всех форм обучения и 46 тысяч учащихся техникумов — таков сегодняобразовательный потенциал Нижегородской области.• 713дипломантов олимпиад в нашем регионе выводит его на 1‑е место в России. На 2‑мместе — Башкортостан (549), на 3‑м — Самарская область (441).ОтМЕТКА для вузаПо результатам мониторинга эффективности вузов,опубликованным на сайте Минобрнауки России 13 января 2013 года, филиалызнаменитого на всю страну университета имени Лобачевского — Борский,Выксунский, Заволжский и Павловский — признаны нуждающимися в оптимизации.Университет уже представил на согласование обновленныепрограммы оптимизации этих филиалов. А вот Шахунский филиал признаннеэффективным и нуждающимся в реорганизации. Впрочем, его судьба еще не решена.По словам проректора университета по связям с общественностью Никиты Авралева,руководство намерено отстаивать этот филиал, поскольку для большинствашахунских студентов это единственная возможность получить университетскоеобразование. Ездить каждый день из такого дальнего населенного пункта в Нижнийна учебу нереально, а предоставить всем общежитие у вуза просто нетвозможности.Неэффективными признаны также Нижегородский институтменеджмента и бизнеса и Саровский филиал Современной гуманитарной академии.Впрочем, правительство области уже направило ходатайство в Минобрнауки России оботнесении НИМБа к категории «требующих оптимизации». Сейчас институт,признанный неэффективным по четырем показателям, среди которых трудоустройство,международная и образовательная деятельность, инфраструктура, работает над«исправлением ошибок». Например, заключил договоры с рядом предприятий, в томчисле с Волго-Вятским отделением Сбербанка России, для трудоустройствавыпускников. Кстати, в вузе подчеркивают, что по состоянию на 11 ноября 2013года на учете в службе занятости Нижегородской области выпускников НИМБа небыло. Для повышения показателя «Международная деятельность» институтом ведетсяработа с рекрутинговыми компаниями по подбору абитуриентов из стран СНГ(Казахстана, Белоруссии, Узбекистана, Армении). На настоящий момент тризарубежных преподавателя по срочным договорам оформлены на должностипрофессоров кафедр, а 12 студентов института с марта 2014 года будут обучатьсяв США в течение одного триместра.Найти Альма-матерЧто думают о плюсах и минусах высшего образования студенты иих родители?Ирина, студентка университета имени Лобачевского:— Университет, помимо собственно образования, долженобеспечивать возможность развиваться в спорте, творчестве, музыке. А еще личномне не хватает часов по иностранному языку. Английский у нас преподают всегогод — этого очень мало! Ведь без иностранного сейчас никуда.Ксения, выпускница лингвистического университета:— Образованием в этом вузе я полностью удовлетворена.Свободно общаюсь с носителями языка по-английски и по-немецки. Но вот проблемыс трудоустройством есть. Конечно, те, кто решил стать преподавателем, можетлегко найти место — и в школе, и в вузе. Но если ты хочешь стать переводчикомили работать в области международных отношений, то в нашем регионе работу потакой специальности практически не найти.Ольга, мама выпускницы лингвистического университета:— Получается парадокс: дочь после окончания вуза с краснымдипломом, свободно владея двумя языками, не может найти работу, хотяпредложений достаточно. Но в одних местах дочку не устраивает размер зарплаты(а молодые люди сегодня хотят сразу много зарабатывать), в других ужеработодателей не устраивает отсутствие языковой практики. Поэтому некоторые изее одногруппников получали одновременно второе образование, уже с конкретнойспециальностью, например экономиста. Оказывается, само по себе владениеиностранным языком еще не профессия.Иван, 4‑й курс архитектурно-строительного университета:— Главное — правильно выбрать «свой» вуз. Я за год допоступления объехал все высшие учебные заведения подходящего мне профиля, чтобыпросто почувствовать дух альма-матер, которым пропитаны их стены. Мне было изчего выбирать — очень престижен университет, хорошая научная школа в политехе.Но ближе всего оказалась строительная академия. И я не ошибся. Здесь учебабольше привязана к практике. Я был одним из победителей всероссийскойстуденческой олимпиады по компьютерным технологиям. В прошлом году занял первоеместо во всероссийской студенческой олимпиаде по компьютерной графике. Да иработа меня сама «нашла» еще во время учебы. Поступило несколько деловых предложений— по дизайну, компьютерной графике, анимации, — которые принесли неплохой доход.