Два чувства дивно близки нам…
Интерес к отечественной истории не ослабевает. Свидетельств тому много. Назовем два самых свежих — пристальное внимание россиян к трагической дате 90-летия расстрела царской семьи и активное их участие в проекте «Имя России». Вывод из этого может быть лишь один: мы хотим осмыслить свое прошлое, приблизиться к истине в понимании его глубинного смысла.Постижение истории имеет громадное значение для любого народа. Иначе не ломалось бы из-за этой проблемы столько полемических копий. О значимости и самобытности истории российской спорили Ломоносов и так называемые норманнисты, утверждавшие, что своей государственностью русские будто бы обязаны исключительно варягам. Спорил Пушкин с Чаадаевым, заявляя при этом: «Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». Позднее с яростной хулой на российское прошлое обрушивалась целая плеяда советских поэтов (Джек Алтаузен: «Я предлагаю Минина расплавить, Пожарского…»). Ныне натиск исторических нигилистов явно слабее, но умолкать они отнюдь не намерены. Но трагедии в этом нет, ибо в демократическом обществе все имеют право голоса. Включая и иванов, не помнящих родства. Лишь бы государственная политика не вернулась к приснопамятным 1920‑м.А то, что почитание истории для государства жизненно необходимо, бесспорно. Без этого оно лишается и духовного стержня, и политических ориентиров.Кажется, и ребенку понятен нравственный характер исторической памяти. Помнить о жизни, деяниях, подвигах предшествующих поколений — моральный долг ныне живущих. Истоки этой памяти начинаются в семье. Мы любим и жалеем своих родителей, сородичей, в том числе и усопших. Мы храним их вещи и фотографии, поминаем дни рождения и кончины, ухаживаем за их могилами. Все это инстинктивно проявляется в нормальном, нравственно здоровом человеке. И, увы, отсутствует в индивидууме ущербном.Такова и любовь к Родине. И она неполна да и невозможна без любви к отечественной истории, такого же, как семейное, почитания ушедших в вечность многих поколений соотечественников.Без интереса, уважения, любви к истории Отечества, без осознания себя частицей этого непрерывного исторического творческого процесса не могут себя считать полноценными ни один народ и ни один человек.Подвиги — трудовые, творческие, ратные — не только современников, но и предков, так же как и достижения родителей и сородичей — это часть моей духовной сущности. Разве я могу забыть своих родителей? Это было бы концом всего. Точно так же в моем сознании живы образы Александра Невского и Александра Суворова, Сергия Радонежского и Михаила Ломоносова, Сергея Есенина и Юрия Гагарина. Десятков и сотен близких мне соплеменников и сограждан разных поколений, с которыми всех нас роднит очень многое. Без памяти о них мы оказываемся в духовном вакууме, одиночестве. Утрачиваем корни. Память же придает нам силы как ничто другое, потому что обладает удивительной энергетикой. Наши мысли не заняты прошлым каждую минуту. Но оно присутствует в сознании постоянно, как гемоглобин в крови.Помимо всего этого историческая память имеет и практическую пользу. Знание прошлого помогает понять настоящее. И не совершать прежних ошибок. Разве игра не стоит свеч? Или же в своем кичливом пренебрежении опытом предшественников лучше снова и снова наступать на одни и те же грабли? Думаю, нет.О пользе усвоения уроков истории я вспоминаю всякий раз, сравнивая стиль нынешних российских политических лидеров и западных. В частности, американских. Путина и Буша, например. Первые демонстрируют глубокое знание истории. Вторые — нередко исторические невежды. Наглядный пример — недавняя заочная полемика о грузинских беженцах из Абхазии главы российского МИДа и Кондолизы Райс. А также Михаила Саакашвили — прилежного ученика американских геополитиков. Насколько мудрыми и исторически обоснованными выглядели предложения Сергея Лаврова (сначала мир и доверие между конфликтующими сторонами — потом возвращение беженцев), настолько поверхностными и непродуманными оказались ответные выпады президента Грузии. И дело даже не в том, что последний передергивал и просто лгал, обвиняя оппонента в якобы противодействии возвращению беженцев в Абхазию. Просто г‑н Саакашвили оказался не на высоте. Возможно, виной тому и была его неспособность применить знание истории к решению конкретной международной проблемы. А может, не в меру темпераментный грузин оказался в плену тех или иных модернистских теорий западного происхождения, основанных на тезисе «история есть хлам».Думаю, современная Россия выбирает правильный ориентир, объявляя свое тысячелетнее прошлое источником духовной силы, а его добросовестное постижение — полезным делом. Мы обязаны воспринять весь многовековой духовный и исторический опыт предков, не раз говорил Владимир Путин. Давайте же помнить о делах и подвигах былых поколений и гордиться тем, что наша Родина — Россия. Будем Иванами с хорошей памятью.