Нижегородский районный суд поставил точку в уголовном деле по обвинению экс-начальника тыла ГУ МВД по Нижегородской области полковника Ихтияра Уразалина в посредничестве при передаче взятки в 30 миллионов рублей за прекращение уголовного дела. Точку – на своём уровне, потому что судебное разбирательство теперь переместится выше. Ихтияр Уразалин вину не признал, заявил, что его оговорили, а настоящие участники событий будто бы остались в стороне.
Дело превращается...
Ихтияр Уразалин возглавлял материально-техническое управление УВД Краснодарского края, когда в 2011 году, в 40 лет, получил должность начальника тыла ГУВД по Нижегородской области – за год до начала событий, которые в дальнейшем поставят крест на его успешной карьере.
В сентябре 2012 года в Главном следственном управлении областного полицейского Главка возбудили уголовное дело о незаконной банковской деятельности в отношении предпринимателя Максима Осокина. В рамках расследования на подконтрольном Осокину охранном предприятии изъяли 22,7 миллиона рублей, ещё 22,6 миллиона вывезли из помещения филиала банка «Богородский». Деньги в качестве вещдоков поместили в камеру хранения в здании областного ГУВД.
В марте 2014-го уголовное дело направили в областную прокуратуру для утверждения обвинительного заключения, но его вернули следователю для устранения недостатков. После этого события приняли быстрый и неожиданный оборот. Дело было переквалифицировано по статье «Незаконное предпринимательство» и прекращено «вследствие акта об амнистии».
Однако вскоре Осокин снова оказался под следствием по уголовному делу об организации преступного сообщества, незаконных банковской деятельности, отмывании преступных доходов. Находясь под стражей, в январе 2016-го он написал явку с повинной о событиях весны 2014-го.
Торг уместен
Осокин рассказал: когда ему стало известно, что дело в отношении него готовится к направлению в суд, к нему обратился Владимир Воликов, ранее возглавлявший Главное следственное управление ГУВД по Нижегородской области. В 2007 году он со службы уволился, но с новым руководством ГСУ продолжал общаться. Воликов, по словам Осокина, сообщил, что уголовное дело может быть прекращено за деньги из суммы, изъятой в качестве вещдоков. После этого Осокин написал расписку, что 44 миллиона ему вернули, хотя в сумке оказались кирпичи и пачки бумаги.
На основании этих показаний Осокина в марте 2016-го было возбуждено уголовное дело, в рамках расследования которого и был допрошен директор авторынка Иосиф Дриц. Он рассказал, что в первой половине 2014 года к нему обратился Максим Осокин с просьбой через своих знакомых в областном полицейском Главке решить вопрос с прекращением уголовного дела. Иосиф Дриц рассказал, что сразу позвонил Ихтияру Уразалину, который, как заверил Дриц, и сообщил, что уголовное дело действительно можно прекратить. Цена вопроса – 40 миллионов рублей из изъятых денег. По словам Иосифа Дрица, начальник тыла областного ГУ МВД будто бы сказал, что деньги будут распределены между высокопоставленными людьми в погонах.
В дальнейшем Дриц, по его словам, вёл переговоры сам. Сторговались на 30 миллионах. И, как позднее говорил Осокин, в сумке он надеялся найти оставшиеся 14 миллионов, однако там, вместе с кирпичами, оказалось чуть больше 11 миллионов. Осокин предположил, что деньги вообще давно уже разворовали.
Не по понятиям
Иосиф Дриц дал показания в начале сентября 2017 года. Через две недели после этого Ихтияра Уразалина арестовали. Региональное СУ СКР сообщило о проведении 23 обысков в домах и квартирах полковника и что выявленное имущество явно не соответствует его официальным доходам.
Однако кому была передана взятка деньгами из камеры хранения, так и осталось загадкой. В деле фигурируют не установленные следствием лица.
Ихтияр Уразалин заявил в суде, что к пропавшим миллионам не имеет никакого отношения, что Дриц и Осокин его оговорили, что он стал «крайним», а посредничество при передачи взятки неустановленному лицу – «такого и понятия нет»!
– Третий год я нахожусь под стражей, потому что это кому-то нужно. Я думаю, рано или поздно мы выясним, кому! – сказал Уразалин.
Суд, однако, счёл вину полковника полностью доказанной. Он получил 8,5 лет колонии строгого режима. Иосиф Дриц – 7 лет условно со штрафом 30 миллионов.
Добавим, что Владимира Воликова сейчас судят в Советском районном суде по той же статье о посредничестве при передаче взятки.