Где воздух прозрачен и чист
Сельская глубинка… Юго-восток области, Пильнинский район. Этот край уникален тем, что здесь сошлись степь и лес, сливаются вместе удивительные реки — Пьяна и Сура, которая дальше несет свои воды в великую матушку-Волгу. Пильна основана в 1698 году по личному Указу Петра I. Для массового производства корабельного дубового теса на реке Пьяне были установлены так называемые «пильные мельницы», а поселение работающих на них людей стало называться Пиловаленным заводом, который позднее трансформировался в поселок. Пильнинский район справедливо называют «жемчужиной» Нижегородского края. Здесь пересеклись исторические судьбы разных народов: русских, мордвы, татар, чувашей. Эту землю они обживали давно, и название селений перекликаются на разных наречиях: Андосово, Карачары, Озерки, Мочалеи, Петряксы, Ягодное, Соколиха, Юморга, Медяна. Летопись новой истории Пильнинского района началась в 1929 году, когда он вошел в состав Горьковской области. Позже, после многочисленных реорганизаций, район приобрел современные рамки. Все этапы жизни, которые прошла страна и Горьковская область за минувшие десятилетия — это этапы пути Пильнинского района. Коллективизация, Великая Отечественная, послевоенное восстановление хозяйства, современное преобразование деревни — и так вплоть до наших дней. Надежная российская провинция, где живут основательные, работящие, гостеприимные люди. Здесь нет городской суеты и спешки, здесь свой ритм жизни, заданный временем, природой и государственными нуждами. Именно люди и составляют главное богатство Пильнинской земли. От их добрых, созидательных дел район крепко и уверенно стоит на ногах, решает проблемы, несмотря на все трудности нынешнего времени. Где воздух прозрачен и чист Для тех, кто любит природу среднерусской полосы, реки и речушки, озера с живой, а не с загрязненной промышленными отходами водой, кому по душе дальние путешествия, когда за окном автобуса или автомобиля открываются зеленые дали, — тому лучшего места для отдыха, чем в этом краю, не найти. Пильнинский район — один из наиболее экологически чистых в Нижегородской области. Летом здесь все утопает в зелени, а зимой берега рек тонут в белоснежных сугробах — чем не база для развития горнолыжного туризма? Перспективной и привлекательной является возможность инвестирования в развитие туристического бизнеса. Природа и история пильнинской земли создала все предпосылки для отдыха на реках, чистейших озерах, в местах сказочной красоты и исторической насыщенности. В районе разработаны маршруты внутреннего и въездного туризма. Один из них — православный маршрут «Свет пречистый». Начинается он в Пильне, проходит через села Можаров Майдан и Бортсурманы и заканчивается в Курмыше. — В Пильне есть действующая церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Недалеко от нее, на берегу Пьяны, находится «Нифонтов колодчик» с целебной родниковой водой, — рассказывает директор Пильнинского краеведческого музея Фаина Лиганова. — В конце XIX века здесь находилась водяная мельница, принадлежащая монастырю Флорищевой пустыни (Успенской), заштатной с 1764г., как и часть бывших прав на рыбные ловли по р. Суре. Следующий пункт маршрута — село Можаров Майдан. Здесь также есть действующая церковь и святой колодец, названный в народе Тихвинским. Предание гласит, что при перевозке чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери лошади встали и никакая сила не могла их стронуть с места. И забил здесь источник, и так же, как икона, стал он главной святыней села, которое на протяжении веков было самым многолюдным в Пильнинском крае. Еще в XIX веке про него говорили, что здесь живет обрусевшая мордва. Это доказывает и одна часть названия села — Можаров (по племени — можары). Путешествие до с. Бортсурманы будет проходить по красивейшей местности вдоль левого берега Пьяны до д. Шахово, где эта река впадает в Суру. Центральный пункт православного маршрута — с. Бортсурманы и церковь Успения Божией Матери. Первое упоминание о ней относится к 1742 году, она считается старейшей в районе. В церкви находится рака с мощами святого отца Алексия, прославившегося даром чудесного исцеления. Священник Успенской церкви о. Алексий (1762 — 1848 гг.) за свою праведность и многочисленные подвиги веры был удостоен дара прозорливости и чудотворения. Помогая людям в болезнях духовных и телесных, он снискал их любовь и почитание. Когда к преподобному Серафиму Саровскому приходил кто-нибудь из местности, где жил о. Алексий, он всегда этих людей отсылал обратно, смиренно уверяя, что у них есть свой усердный ходатай и молитвенник пред Богом, священник села Бортсурманы отец Алексий, который нисколько не ниже его, отца Серафима. Архиерейский Собор 19 августа 2000 года причислил Алексия Бортсурманского к лику святых. При обретении его мощей явилось чудо: частицы мощей оказались нетленными. И, наконец, конечный пункт — Курмыш, бывшая крепость, бывший уездный центр, богатый удивительной историей. Курмыш дал миру известных православных деятелей, таких как Павел I, митрополит Нижегородский и Алатырский, священник и сын священника Соборной церкви Еремея Иванова Григорий Рожанский, который участвовал в составлении «Словаря языков разных народов в Нижегородской епархии обитающих, именно россиян, татар, чувашей, мордвы и черемис», содержащего 12 тысяч слов. Составленный словарь содействовал обращению нижегородских, курмышских в частности, инородцев в христианскую веру. С давних времен после многочисленных пожаров в Курмыше сохранились здания трех церквей. Одна из них — церковь Покрова Пресвятой Богородицы, особенностью которой являются «голосники» и замаскированный иконостасом узкий ход в помещение под крышей. По легенде, именно там прятались от Емельяна Пугачева, когда 20 июля 1774 года он вошёл в Курмыш под именем Петра III. Здесь сохранились здания, в которых размещались купеческие магазины и лавки. Это село давало приют детям-сиротам: детский дом, который там находится, во время войны принимал детей блокадного Ленинграда. — В нашем районе много мест, связанных с историй страны, — говорит Ф. И. Лиганова. — Это и села Каменка, Медяны, Языково, по которым проходит еще один разработанный в районе туристический маршрут, и многие другие населенные пункты. Путешествие в села Петряксы и Красную Горку оставит неизгладимый след у каждого, кто побывает в этих прекрасных местах и познакомится с традициями, бытом и историей татарского народа. В краеведческом музее Красногорской школы большое место занимает экспозиция, посвященная деятельности ученых-востоковедов Хусяина и Габдулгалляма Фаизхановых. В татарских селах вас непременно угостят блюдами национальной кухни — перемечами (беляшами), чак-чак, салмой (лапшой).