«Главное — поймать поток»: один день из жизни парапланериста
Газета "Нижегородская правда" №66 от 14.08.2019
Подписка на газетуПогода этим летом не балует нижегородцев, но несмотря ни на что в небе над Нижним Новгородом нет-нет да и заметишь разноцветные парапланы. Забраться на такую высоту мечтает, наверное, каждый, но смелости хватает далеко не у всех. И пока те, кто на земле, мечтательно любуется на полёт, мы узнали о секретах этого восхитительного увлечения.
Степень риска
Нашим проводником в мир полёта стал парапланерист Андрей Судаков. Впервые в небо он поднялся в 1988 году ещё школьником. Потом были парашютные прыжки в университете. С тех самых пор он не расстаётся со своим увлечением и учит покорять небо других. Самому младшему из его учеников 15 лет, а старшему – 65! И он признаётся, что занятия с учениками гораздо более экстремальное мероприятие, чем собственный полёт.
– Я же не могу пилотировать параплан за другого! Могу только объяснить, рассказать и волноваться, как поведёт он себя в стрессовой ситуации. А для новичка полёт – это всегда стресс, – признаётся Андрей, — Конечно, риск для жизни есть – турбулентное крыло может не слушаться, а надо лететь. Но ты осознанно выбираешь ту степень риска, которую можешь себе позволить, и контролируешь её, хотя никогда не знаешь, что с тобой будет дальше. Ты идёшь в неизвестность. Но полёт – это всегда радость!
Парапранеризм – самый незатратный вид спорта из всех авиационных. Места оборудование занимает не так много, а его вес всего 15 – 20 кг (вместе со спасательным парашютом, подвесной системой, приборами, шлемом и ботинками). Но для того чтобы научиться пилотировать параплан и летать в разных условиях самостоятельно, а не быть привязанным на лебёдке, нужен как минимум год.
Поймать погоду
Оказывается, утро парапланериста начинается… за несколько дней до полёта! Андрей постоянно мониторит погоду, каждый день изучает долгосрочные и краткосрочные прогнозы и в соответствии с этим планирует будущий полёт. Но прогнозы погоды – самая ненадёжная вещь на свете. Пилоты изучили все сайты с погодой и в итоге создали свой – paraplan.net. Теперь все пилоты России смотрят прогнозы по стране и по миру именно там. И как только погода устанавливается, начинаются звонки и сообщения: парапланеристы агитируют коллег и друзей на полёты, а в ночь перед ним планируют маршрут и расставляют полётные точки.
И вот поездка на место – склон Оки в парке «Швейцария», одно из самых популярных мест в Нижнем для полётов. Парапланы кружат над парком и рекой, привлекая внимание фотографов и отдыхающих. Секрет притяжения этого места в том, что парк «Швейцария» даёт возможность летать прямо в городе. У спортсменов из других городов такой возможности нет, им приходится далеко ехать и отрываться от благ цивилизации. А в Нижнем всё рядом. Поэтому к нам часто приезжают москвичи и жители других городов. Есть и ещё одна площадка – Окский съезд, за трамвайной линией в сторону метромоста.
– На самом деле любую кочку можно использовать для полётов – кто-то может с маленького пятачка крыло поднять, а кому-то и ровной площадки недостаточно. Поэтому и выбираем склон, который пригоден для большинства, – рассказывает Андрей. – Вышел на склон, посмотрел погоду, выбрал момент – и вперёд! Главное – поймать поток, и вот ты паришь. А те, кто упустил момент, уже взбираются по склону и с завистью на тебя смотрят. А разложиться и пристегнуться можно и за пару минут.
Полёт
Оказывается, что на параплане можно пролететь огромное расстояние. Мировой рекорд дальности – почти 600 км, а российский поставил Алексей Коробков – 400 км. В Нижнем сильного прогрева воздуха не бывает и дальность меньше. Зато зимой парапланеристы иногда взлетают даже выше, чем летом.
В этом им помогает Ока: всё вокруг замёрзшее, а вода в реке тёплая – с Автозавода идёт сброс тёплой воды, поэтому прогревается даже ночью. И есть те, кто осмеливается летать в ночи. Правда, их Андрей называет отморозками.
А на вопрос про самый высокий из полётов только хитро улыбается. Ведь самые высокие полёты парапланеристы совершают не по своей воле. Как-то в грозу спортсменку Еву Вишневскую на чемпионате мира в Австралии вместе с другими спортсменами «всосало в грозу». Одного спортсмена тогда убило молнией, а её выплюнуло километров на десять в высоту! С заледеневшим парапланом, без сознания она приземлилась в пустыне. Температура воздуха градусов сорок, а у неё в подвесной системе ледышки размером с рюкзак! Так что эти 10 км высоты нет смысла учитывать.
Кстати, парапланеристы, наверное, единственные люди, кто видел дождевую тучу изнутри. Какая же она?
– Как в тумане, только этот «туман» разной плотности. Если начинается дождик, влага конденсируется на летательном аппарате, а потом по стропам стекает к тебе. Сыро и ничего не видно, – объясняет Андрей.
Но лучше, конечно, в тучи не залетать. Просто потому, что там ещё и холодно. Вдобавок при подъёме на каждые 100 метров температура падает на 0,6° C. Так что главное при полёте – постоянный контроль ситуации. В любой момент пилот безмоторного средства должен отслеживать, где он будет приземляться. Если с мотором рассчитывается запас топлива и процесс управляемый, то параплан всегда в зоне риска, и пилот с любой точки рассчитывает варианты посадки.
– Если ты летишь над болотиной, то ты – дурак, потому что если не найдёшь восходящий поток, то окажешься в этой самой болотине и выходить будешь неделю, вдобавок комары тебя съедят, – шутит Андрей, рассказывая, что полёт длится ровно столько, сколько позволяют условия.
Самый долгий его полёт длился шесть часов, и было это на чемпионате России. Но расчёт требуется и на обычных полётах.
Так, в отличие от неопытных пилотов ему почти не приходится взбираться на гору Швейцарии – он старается сразу приземляться наверх, откуда можно стартовать снова.
Вдобавок на Оке всегда есть опасность приводниться. Но для опытного пилота это не страшно. В других странах при полётах над водой всегда наготове катер и скорая помощь, а спортсмены в России пока об этом только мечтают и надеются лишь на себя и удачу. Поэтому мало развивается парапланерная акробатика, которая проходит именно над водой. Редко кто увлекается и полётом на точность посадки – своеобразным отголоском парашютного спорта. Больше спортсменов привлекает другая дисциплина – маршрутный полёт по точкам.
– А параплан с мотором – это тоже уже не спорт? – интересуемся мы.
– Мне неинтересно, а есть те, кому нравится. Часто люди летают без мотора, потом покупают его, а вскоре продают. Потому что пропадает эффект новизны. А безмоторные полёты – это всегда что-то новое!