Хотел лечить с детства
Газета "Нижегородский спорт" №24 от 17.06.2020
Подписка на газетуКаждое третье воскресенье июня в нашей стране отмечается День медицинского работника. В спортивных командах труд эскулапов практически незаметен болельщицкому глазу, и об этих людях известно немногое. В преддверии праздника мы решили отдать должное важнейшей профессии и встретились с врачом нижегородского волейбольного клуба «АСК» Сергеем МОЛЧАНОВЫМ, который по совместительству работает с женской сборной России.
Из поликлиники – в «Губернию»
– Сергей, расскажите о себе. Откуда вы родом?
– Я уроженец города Иваново. В пять лет с мамой и папой перебрался в Дзержинск. Там я окончил 30‑ю школу, а высшее образование получил уже в Нижнем Новгороде.
– Наверное, ощущаете себя нижегородцем?
– В общем, да, ведь вся сознательная жизнь проходит здесь.
– Интерес к врачеванию достался от родителей?
– Вовсе нет. Они у меня инженеры. Не знаю почему, но я с детства хотел связать свою судьбу с медициной. Любил смотреть по телевизору различные передачи на эту тему, интересовался специализированной литературой. К сожалению, с первого раза мне не удалось поступить в Нижегородскую государственную медицинскую академию – нынешний ПИМУ (Приволжский исследовательский медицинский университет). Вернулся в Дзержинск, поступил в политех, но надежды я не терял, и через год, во время второй попытки, удача мне улыбнулась. После четвёртого курса я перешёл в военно-медицинский институт, диплом получил уже там. После этого пять лет проходил службу по контракту в ведомственной поликлинике в Москве.
– Каким был ваш функционал?
– Лабораторная диагностика. Это моя первая специальность.
– А во время учёбы кем себя видели?
– Честно говоря, достаточно долго не представлял, кем я в итоге стану. К спорту меня тянуло всегда, но тогда я не видел путей, как попасть в спортивную медицину. Повезло, что в столице мне удалось пересечься с врачом БК «Нижний Новгород» Сергеем Измайловым. У меня как раз заканчивался контракт. Он сказал, что волейбольный клуб «Губерния» ищет доктора, дал телефоны руководства. Пару раз я приезжал, скажем так, на смотрины, а с 2012 года уже устроился официально. Первый сезон я провёл в дубле «Губернии», понял, как это всё работает, подтянул свои знания. Спасибо коллегам из баскетбола, которые регулярно мне что-то подсказывали. Вдобавок я дополнительно прошёл интернатуру по неврологии, получил специальность врача по спортивной медицине и ЛФК, врача-физиотерапевта и врача ультразвуковой диагностики.
Со звёздами на равных
– У «Губернии» был очень приличный состав, приезжали высокого класса легионеры. Как с ними проходило общение?
– Слава Богу, с английским языком у меня всё достаточно неплохо. Поначалу было страшновато, конечно. Прежде этих игроков ты видел только по телевизору, а сейчас они здороваются с тобой, в чём-то советуются. Нужно отдать должное главному тренеру Пламену Константинову. Он не только хороший человек, но и классный психолог. Ему удавалось создать такую атмосферу, когда каждый сотрудник клуба чувствовал себя важным элементом. В том числе и врач. И даже такие звёзды, как Николай Павлов, Алексей Кулешов, Павел Абрамов, общались со всеми на равных. Вне зависимости от возраста или опыта. Никаких скандалов внутри команды не было.
– Говорят, Игорю Шулепову в АСК тоже удалось создать семейную обстановку.
– Игорь Юрьевич на тот момент для меня был самой главной звездой в волейболе. И когда он сменил игровой статус на тренерский, то сразу поставил себя так, чтобы моя работа по-прежнему была комфортной и приносила удовольствие. А руководство клуба приложило все силы для обеспечения медицинского кабинета самым современным оборудованием.
– Как к вам обращаются в командах?
– «Док» или просто «доктор». Пламен Константинов иногда шутливо звал по-итальянски – dottore.
– Интересно: кем-то из волейболистов за годы работы вам удалось сдружиться?
– Со всеми ребятами поддерживаю хорошие отношения. Приятно увидеться с бывшими одноклубниками. Например, в Новосибирске недавно встретились с Николаем Павловым и Сергеем Савиным. Посидели, поговорили.
Расстроился из-за отмены Олимпиады
– Когда вы получили первый вызов в национальную сборную?
– В 2018 году. Позвонил менеджер сборной, сообщил, что прежний врач уходит и что там хотели бы пообщаться со мной. Для меня этот звонок был как снег на голову. Дело в том, что я уже начал проходить подготовку в медицинской бригаде к чемпионату мира по футболу. Пришлось делать выбор, и я отдал предпочтение волейболу.
– Не смущало, что предстояло работать с дамами?
– Немножко смущало, но не пугало. Меня предупреждали: мол, готовься, нужно быть не только доктором, но и психологом. Но ничего, я достаточно быстро втянулся в нужный ритм.
– Большинство волейболисток значительно выше вас ростом. Нет комплексов по этому поводу?
– Я к этому отношусь спокойно. Ещё когда только пришёл в «Губернию», моя голова была на уровне локтей игроков. Поэтому, когда приехал в сборную, уже не обращал внимания, что нужно смотреть высоко вверх (смеётся).
– Девчата не подтрунивают над вами?
– Конечно, подтрунивают. Но я сам люблю юмор, и шутки добавляют коллективу сплочённости. А вообще всегда присутствует уважение к моей персоне, всегда общаемся на «вы». В этом плане всё в порядке.
– В каких турнирах вам удалось принять участие со сборной?
– Первым соревнованием была для меня Лига наций. Далее – ряд небольших турниров, потом – чемпионат мира. Успешно прошли отбор на Олимпийские игры, а ещё взяли бронзу Кубка мира.
– Вам медаль вручили?
– Да.
– Наверное, полмира объехали?
– Это точно. Побывал в Китае, Южной Корее, Японии, Бразилии, Голландии, Бельгии, Италии, Турции, Польше, Словакии…
– В чём специфика перелётов?
– По последним исследованиям, именно перелёты больше всего сказываются на функциональном состоянии спортсменов. Проводились тестирования, которые показали, что игрок по итогам игр устаёт меньше, нежели после перелётов, особенно после трансконтинентальных рейсов. Каждый всё это переносит по-своему. На борту кто-то читает книги, кто-то смотрит фильмы, кто-то слушает музыку. Для меня самой тяжёлой оказалась поездка в Южную Корею. Первый раз летел шесть часов, не знал, куда себя деть. А на обратном пути одному из пассажиров стало плохо, и самолёт совершил экстренную посадку в Красноярске.
– В какой стране вам понравилось больше всего?
– В Японии. Особенно меня интересуют разные исторические места. Я там был дважды. И очень расстроился, когда узнал, что Олимпиада в Токио перенесена на следующий год.
Супруга не ревнует
– Кто в сборной отвечает за питание?
– Доктор. Правда, в большинстве случаев выпадает шведский стол. Все – профессионалы, внимательно прислушиваются ко всем рекомендациям. Вдобавок девушки следят за своей фигурой, сами избегают лишних килограммов.
– Где попробовали самые-самые вкусности?
– Запомнились фрукты в Бразилии. Таких я не пробовал нигде!
– А где самый тяжёлый климат?
– Наверное, в Китае. Может быть, не самое жаркое место на Земле, но из-за высокой влажности очень тяжело там находиться. Спасают только кондиционеры.
– Как проводите время в период самоизоляции?
– Два года назад я женился, и наконец-то (впервые!) можно много времени провести дома с супругой. Отдохнул, выспался, занялся домашними делами. Воспользовавшись паузой в работе, смотрю в Интернете разные обучающие программы. А ещё мы приобрели велосипеды, поддерживаем физическую форму. Очень надеюсь, что в ближайшее время появится вакцина от коронавируса и эпидемии будет положен конец. Всё должно вернуться в нормальное русло.
– Кстати, как супруга относится к вашим регулярным отлучкам в женскую сборную?
– Я очень благодарен Насте, что с её стороны не было каких-то сомнений или упрёков по этому поводу. Она поддержала меня, когда поступило предложение поработать в сборной. Жена тоже врач, прекрасно меня понимает.
– Какое максимальное количество времени вы были вне дома?
– Два с половиной месяца. Да, тяжеловато, но работа есть работа.
– Сергей, если не секрет, в волейболе вы зарабатываете больше, нежели могли бы в обычной больнице?
– Не знаю. Правда. Здесь всё зависит от разных факторов. Хороший врач всегда востребован.
Его, допустим, могут позвать в частный центр, где он сможет зарабатывать очень прилично.
Когда я пришёл в спортивную медицину и меня спросили, сколько я хочу получать, то ответил, что для меня это неважно. Главное – работать!