Как научили — так ездить будем
- В этой автошколе учиться никому не посоветую, — говорила моя знакомая, наконец-то сдавшая в прошлом году экзамен на водительские права с третьего раза. Сонный инструктаж Ирина возмущалась буквально всеми«прелестями» обучения. Началось с того, что школа находилась в одномконце города, а автодром — совершенно в противоположном: — Приходилось приезжать на вождение к 8 утра, а сонный инструктор раньше 9 не заявлялся. Некоторыекурсанты вообще из-за работы не могли откатать часы, но инструкторына уступки не шли. Не можешь в это время — твои проблемы. Люди платилипо 2 – 3 тысячи лишних рублей, не занимаясь приэтом. А теории медицины вообще не было, хотя перед экзаменом наспредупредили: скажете, что занятия проводились. Обучение всталов 18 тысяч плюс бензин по 300 рублей за 2 часа занятий. С первого разаэкзамены у нас не сдал ни один человек, некоторые сдавали только на 5‑й и даже на 6‑й раз. Правильная ориентация Справедливости ради надо сказать, чтомнения об автошколах разные. Подруга моей дочери на вопрос, какуюоценку она бы поставила своей, отвечает: «Четверку». Устраивали времяи место занятий: они проходили недалекоот вуза, где девушка учится. Инструктор по вождению попался опытный,умелый в отличие от преподавателя по теории, который был недостаточно требователен. — А ведь если правил не знаешь ‑не ориентируешься на дороге. Я сдала сразу экзамены, но начала водитьтолько через год, когда родители приобрели машину. От вождения получаюудовольствие, а некоторые мои сокурсницы хоть и сдали на права, а ездить боятся, — говорит Елена. Приманки Сегодня автошкол — пруд пруди. Водитьмашину хотят и млад, и стар, начиная от студентов до пенсионеров.Вовсю берутся за «автомобильный штурвал» девчонки и дамы за 40. Так как конкуренция на этом рынке немалая,то автошколы дают объявления о наборе во всевозможных местах: в СМИ,в лифтах, на столбах, в салонах автобусов. И «расставляют» всевозможные«приманки»: рассрочки платежа, скидки, обеспечение бесплатнойлитературой и т. д. Позвонив по несколькимавтошколам, выясняю условия. Практически везде учебу можно оплатитьчастями, но тогда сумма увеличивается. Шоферить учат обычно три месяца,занятия по 1 – 2 раза в неделю, но встретилась и фирма, где гарантируют научить за два при условии садиться за руль трижды в неделю. В Интернете бросилась в глаза реклама: обучение всего за 15 тысяч рублей. Звоню туда и начинаю «пытать»: — А бензин входит в стоимость? — Нет. Бензин отдельно по 150 рублей за час занятий, — отвечают на том конце провода. — Да я так сразу не соображу. Скажите, сколько в целом, — не отстаю. — Где-то 6 – 7 тысяч. Вот и получается: не меньше, чему остальных. Рекламный трюк. Литературу опять же покупать заставят:в большинстве школ книжки предлагают за 300 рублей, а в одной удивили ‑за 4 брошюры 950 рублей отстегивай. Прибавьте еще 300 рубликов «с носа»за автобус, который доставит группу на экзамен. Ну и, наконец, некоторые благодарные курсанты собирают деньги на подарки преподам. Ну это уж по собственной инициативе.Фифти-фифти? Прикидываясь дамочкой, которая хочетнаучиться водить авто, я «по секрету» пыталась узнать, сколько народусрезают на экзаменах. В одних школах «темнили», говорили, что все от васзависит. В других называли небольшой процент,и лишь в третьей мужчина сказал откровенно, что результаты практическиу всех одинаковы: с первого раза почти половина народа проваливаетсяи приходит пересдавать снова. А ведь это и показатель работы автошкол.Как научили — так и сдали, так и ездить будем. Не отсюда ли тянется ниточка,приводящая к ДТП? И еще. Хоть и говорят, что научить всему можно дажемедведей, водить автомобиль тоже не каждому дано. Даже при наличии прав. Кстати. Стоимость обучения в нижегородских автошколах колеблется в среднем от 21 до 25 тысяч рублей. При рассрочке платежа цена увеличивается где-то на 1 – 2 тысячи рублей. Поворот-разворот Алексей Китаев, зам. начальника межрайонного экзаменационного отдела ГИБДД Нижегородской области: — Что касается качества подготовки водителей в автошколах, то по итогам 2012 года с первого раза сдают экзамены 52 проц. курсантов. В прежние времена подготовка была гораздо лучше — около 80 проц. обучавшихся сдавали сразу. Характерные ошибки на экзаменах: не могут правильно осуществить поворот, разворот, выбрать оптимальную скорость. Теория дается легче, чем практика. Качество обучения, конечно, влияет на аварийную ситуацию на дороге. Чтобы стать хорошим водителем, даже тех 50 часов занятий по вождению недостаточно — нужно не меньше года самостоятельного вождения. Если давать совет по выбору автошколы (а в Нижнем Новгороде сегодня действуют 85 подобных учебных заведений), то нужно поинтересоваться техникой, на которой придется учиться (предпочтение отдавать иномаркам, а не старым отечественным автомобилям). И доверять «сарафанному радио» — родственники, друзья, которые уже прошли обучение, обычно плохого не посоветуют.