В Нижнем Новгороде находится одно из старейших медицинских учреждений – Городская клиническая больница № 5, которая была основана ещё в 1808 году. Можно много и долго рассказывать о замечательных людях, работавших и работающих в ней, но сегодняшние наши герои – сотрудники больницы – участники Великой Отечественной войны.
Против финнов, немцев, японцев
Передо мной альбом «Летопись боевой славы. Из воспоминаний ветеранов Великой Отечественной… Хранить вечно». Вглядываюсь в лица на фотографиях, узнаю имена, вчитываюсь в чёрный бисер строк. Врачи, медсёстры, санитарки – трудно переоценить их вклад в нашу Великую Победу.
С 1951 по 1965 годы больницу № 5 возглавлял отличник здравоохранения, заслуженный врач РСФСР Николай Лукич Пятницкий. За его плечами было две войны – с Финляндией и Великая Отечественная, которую он завершил в Берлине. Полковник медицинской службы, кавалер шести боевых орденов, он оставил о себе только добрые воспоминания. При нём лечебное учреждение активно строилось и стойко удерживало звание «Лучшая больница города».
Двумя орденами Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» был награждён Николай Иосифович Бурчинский. К работе в клинической больнице № 5 он приступил в сентябре 1964‑го, пройдя до этого славный боевой путь. Начинал младшим врачом во 2‑й Дальневосточной Краснознамённой армии. Во время войны с Японией был врачом фронтовой патолого-анатомической лаборатории 2‑го Дальневосточного фронта. После работал в Прикарпатском военном округе, во Львове. В 1950‑м был назначен начальником окружной патолого-анатомической лаборатории Горьковского военного округа. С марта 1953‑го – главный консультант, главный патологоанатом Группы советских войск в Германии.
Боролись за жизнь каждого раненого
«Эшелон не дошёл до станции назначения, а попал под налёт фашистской авиации. Мы, личный состав передовой группы медсанбата, лежали в открытом поле, не могли поднять головы», – таким был первый день пребывания на фронте Риммы Львовны Дондэ. Она работала заведующей больницей в селе Бурцево Горьковской области, когда началась война. 23 июня 1941 года она уже была командиром госпитального взвода 523‑го медсанбата 87‑й стрелковой дивизии. «Ночью большим потоком пошли раненые, – читаем дальше воспоминания Риммы Львовны. – Спасая раненых, мы отдавали всё своё умение, все свои силы…
И хотя у нас, ещё совсем молодых, не было большого опыта, в дни войны он приходил быстрее, этого требовала обстановка, и велико было желание помочь, спасти. Каждая спасённая жизнь давала секунды радости от чувства выполненного долга. Мы, медсанбатовцы, были единой семьёй, каждый по мере сил и возможностей помогал друг другу. Трудились столько, сколько требовала обстановка, порой под бомбёжкой и обстрелом, и мы верили в Победу! Мы, медики, не подбивали танки, не ходили в разведку, но спасали жизни тех, кто делал это. Мы сдавали свою кровь, боролись за жизнь каждого раненого».
Римма Львовна закончила войну у границ Восточной Пруссии. В марте 1945 года началась её трудовая деятельность в больнице № 5. Она награждена орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. ».
«Наша санчасть всегда передвигалась довольно близко от передовой. Много раз приходилось бывать под бомбёжками или артобстрелом врага. На моих глазах погиб наш фельдшер, был тяжело ранен старший врач», – вспоминала фронтовые будни Галина Дмитриевна Пилюкова. В начале войны она была студенткой четвёртого курса Горьковского медицинского института. Ускоренная учёба, государственные экзамены, потом – Северо-Западный фронт, 182‑я стрелковая дивизия, младший врач санчасти 625‑го артиллерийского полка. Галина Дмитриевна дойдёт до Кёнигсберга. А в 1947‑м начнёт работать в 5‑й больнице врачом-дежурантом. Награждена орденом Красной Звезды, медалями.
Страшное слово – плен
Лидия Васильевна Кожухина после окончания школы начала трудиться препаратором кафедры патанатомии Горьковского медицинского института. В 1939‑м окончила вечерний медицинский техникум, в июле 1941 года началась её служба в патолого-анатомической лаборатории № 73 при 32‑й армии Западного фронта.
«10 октября 1941 года наша часть полностью окружена фашистами. И вот оно, страшное слово – плен, – читаем в её воспоминаниях. – Концентрационный лагерь для военнопленных и гражданских лиц «Шталаг‑343» в городе Алитус (Литва). В нём погибло около 2000 советских граждан. В лагере выдавали по 100 грамм воды и 1 литр баланды из объедков…
Люди сходили с ума, их фашисты сразу расстреливали. Дизентерия, вши, сыпной тиф уносили по 250–300 человек за сутки.
За малейшее неповиновение – розги, плети, расстрел. В 1944 году наш лагерь перевели в город Плоцк (Польша). Опять каторжный труд по 18 часов.
18 октября 1944 года советские войска вошли в город. Ужас закончился».
С 1953 года Лидия Кожухина трудилась лаборантом патолого-анатомической лаборатории городской клинической больницы № 5.
Увы, возможности газетной полосы не позволяют рассказать обо всех медицинских работниках больницы № 5 – участниках Великой Отечественной войны. Но мы всегда будем помнить о тех, кто приближал нашу победу без автомата и винтовки в руках, кто в белом халате спасал жизни десятков и сотен тысяч советских солдат и офицеров, чтить их память и рассказывать последующим поколениям об их подвигах.
Игорь ЗАХАРОВ, директор Государственного архива аудиовизуальной документации Нижегородской области