Какие турфирмы могут повторить судьбу «Натали Турс» в ближайшее время?

Фото pixabay.com

Крупнейшего туроператора «Натали Турс» исключили из реестра Ростуризма. Официально такой компании на рынке больше не существует. Многочисленные туристы, чьи туры аннулировала этим летом «Натали Турс», обрадовались, что теперь, наконец, они смогут получить долгожданную компенсацию за испорченный отдых. Но их радость оказалась преждевременной. Оказалось, что на руки туристы получат копейки. Пострадавших – десятки тысяч по стране, и денег на всех попросту не хватит.

 

 

Почему так получилось? И могут ли другие туроператоры повторить печальную судьбу «Натали Турс»?

Отдых испортили 

В конце июня стало известно, что крупнейший туроператор «Натали Турс» отменил чартеры на курорты Турции, Испании, Италии и Греции. Около 10 тысяч туристов оказались без долгожданного отдыха. Одни отдыхающие узнали об этом прямо в аэропорту, другие – в заграничном отеле. Некоторым туристам пришлось заплатить за жильё дважды. 

Всё это время владельцы компании – супруги Воробьёвы обещали вернуть деньги пострадавшим, отправить несостоявшихся отпускников на отдых на будущий год и даже возобновить продажи в октябре. В реальности же клиенты «Натали Турс» находились в подвешенном состоянии: отпуск оказался испорчен, да и компенсацию за него было не получить. 

Дело в том, что по закону страховым случаем и основанием для выплаты компенсаций через страховые компании считается официальное прекращение работы туроператора и исключение его из федерального реестра. «Натали Турс» же с принятием решения не торопилась, постоянно кормя завтраками несостоявшихся туристов и общественность. 

Но с 3 сентября в силу вступил федеральный закон, который должен защитить путешественников. Теперь Ростуризм получил право исключать из реестра туроператоров те компании, которые прекратили выполнение обязательств по всем договорам, без публичного объявления о банкротстве.  

В результате «Натали Турс» была исключена из реестра туроператоров, а также связанные с компанией ООО «Панорама Тур» и ООО «Агентство путешествий «Натали». 

Обманутые туристы решили, что теперь могут получить свои деньги. Но не тут-то было! Оказалось, долги компании перед туристами оказались намного больше той суммы, которую она в состоянии вернуть по страховке… 

Ценизм какой-то! 

По данным Российского союза туриндустрии, заграничными путёвками «Натали Турс» занимались три турфирмы. У каждой компании солидная страховка плюс фонд персональной ответственности. Но денег на всех всё равно не хватит. 

– Простая арифметика: если мы 55,6 миллиона рублей разделим на 9600 туров, получится около 6 тысяч рублей компенсации на каждого, – подсчитала говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. – Понятно, что тур за границу не может стоит 6 тысяч. Теперь страховой компании предстоит решить, как они распределят эти деньги и как их будут выплачивать – пропорционально, согласно туру или поделят на всех. 

Уже с понедельника компания «Ингосстрах» начала приём заявлений на страховую выплату от клиентов «Натали Турс» (в Нижнем Новгороде офис компании находится по адресу: проспект Ленина, 9). Юристы советуют клиентам «Натали Турс» прийти сюда как можно быстрее. Через 30 дней после банкротства компании страховщик обязан определить размер выплат пострадавшим. 

Документы, которые нужно принести с собой, есть на сайте страховой компании: www.ingos.ru. Лучше заранее, а не в офисе страховщика, сделать все копии. Если вас выселили из отеля и вам пришлось платить за новый, возьмите с собой чеки. Важен каждый документ, подтверждающий, что вам пришлось оплачивать дополнительные услуги. 

Если вы покупали путёвку в турагентстве, вам нужно взять у них платёжные документы о том, что агентство перечислило денежные средства в адрес «Натали Турс». 

Турдом устроили 

Хотя от повторения ситуации с «Натали Турс» в будущем никто не застрахован. 

– Если бы владелец «Натали Турс» Воробьёв нашёл инвестора и смог покрыть свой долг, как и обещал, думаю, была бы построена та же пирамида, которая уже была построена и которая сейчас рухнула, – считает вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин. – Так работают большинство туристических компаний. Человек купил тур, заплатил деньги в компанию. Этими деньгами оплачивается тур предыдущего туриста, следующими оплачивается тур другого туриста. И так до бесконечности. 

Но в какой-то момент система даёт сбой. Как у той же «Натали Турс». Проблемы с заселением туристов у компании начались ещё зимой. Но схема работала, пока в июне новых клиентов не стало меньше. Рассчитываться за старых было уже нечем. Гостиницы по всему миру, которым туроператор давно задолжал, начали выбивать средства из туристов. 

Ситуация с «Натали Турс» вскрыла и ещё одну проблему, существующую в туриндустрии. 

– Компания занижала реальные объёмы продаж (а значит и платила меньшие суммы в фонды персональной ответственности, которые в случае экстренной ситуации распределяются между туристами), – говорит член наблюдательного совета Ассоциации туроператоров «Турпомощь» Дмитрий Горин. – Чтобы не допускать таких действий, на последнем заседании наблюдательного совета «Турпомощи» принято решение провести дополнительную проверку ряда туристических компаний. Думаю, в следующем году им будет просто невозможно работать. Идёт сокращение компаний, рынок освобождается от тех, кто недобросовестно выполняет свои обязательства. 

Эксперты надеются, что благодаря этому на рынке останутся только добросовестные игроки. Правда, некоторые скептики полагают, что это приведет к тому, что останется всего несколько крупных операторов, которые станут диктовать цены. 

Чем обернется новая политика в туриндустрии, покажет новый туристический сезон. 

 

Источник: «Новое дело»

Добавить сайт в мои источники