Календарь народной памяти
Прошедший 9 Мая парад Победы до сих пор продолжает обсуждаться в обществе и экспертных кругах. Тем более что он вызвал к жизни много новых, связанных и не связанных с ним сюжетов и тем, которые наши эксперты посчитали нужным обсудить на этой неделе. Но начали всё-таки с самого парада. Правда, не московского, а местного, нижегородского.Утрата навыковАндрей ДАХИН:Мы имеем дело с массовым спросом на патриотические мероприятия. И этот спрос надо поощрять, создавать условия для того, чтобы он реализовывался с максимально положительным эффектом. Этим надо заниматься, оценивать адекватно количество участников и придумывать, как, если можно так выразиться, благоустроить участие людей. Огромное количество народа приехало посмотреть парад. Безопасность была обеспечена нормально, не было никаких очередей, закупорки и прочего. Приглашённым гостям, ветеранам, телевизионщикам — всем было удобно. А вот что касается огромного количества зрителей, поставленных за загородку, то они не должны были давиться и толкаться. Прошагали полки, проехала колонна техники, дальше двинулись ветераны к Вечному огню… Все прошли, площадь опустела, и — ничего, непонятная пауза. Люди стоят, ждут. Чтобы люди не просто ждали в непонятном томлении полчаса, оказавшись в состоянии брошенности, нужно их организовать и на эти 20 – 30 минут.Или вот ещё… Хорошим парадным строем войска проходят только мимо трибуны с vip-персонами. А дальше идут вольным шагом. Но люди-то тоже стоят, смотрят. Они на парад пришли. И впечатление смазывается. Парад должен быть для всех участников. В вопросе патриотизма нет социального неравенства, випов и других… Победа принадлежит всем!Александр ПРУДНИК:А почему так произошло? Потому что чиновничья психология выстроена очень просто. Она расписывает всё по участникам, по тем, кто представляет ответственных исполнителей, расписывает по сценарию, что они будут делать. Все остальные являются для них как бы посторонними людьми, которые для мероприятия особо не нужны. Если бы не было зрителей, с точки зрения отчётности, всё прошло бы замечательно. Техника проехала, «коробки» отмаршировали, цветы возложили, телевидение отработало — всё с технической точки зрения осталось таким же. И из-за этого выхолащивается смысл: а для чего это делается?А люди ведь не зрители. Мы — участники! Именно обществу принадлежит это действие. Не администрации, не организаторам — обществу. Это для нас, а не для випов должно быть всё «с иголочки».Иван ЮДИНЦЕВ:С одной стороны, можно говорить об утрате навыков. Если раньше идеологический и организационный отдел каждого исполкома регулярно выводил людей, то все понимали, сколько у них было в прошлом году, в позапрошлом и будет в этом. В зависимости от погоды существовало две оценки — на дождь и на солнышко.Сейчас, когда спрашиваешь, сколько у вас будет туалетов, начинают рассуждать: а людей сколько выйдет? С другой стороны, начало восстановления традиций пошло…Проблема оппозицииИван ЮДИНЦЕВ:Вот что мне понравилось в этот раз у нашей власти? Власть в 90‑е годы на праздник Победы говорила: давайте поставим полевые кухни, будем наливать по 100 грамм — людям больше ничего не надо. Нет! Людям нужна патриотическая идея, людям нужно гордиться, людям нужно помнить, людям нужно чувство общности. Мы привыкли чувствовать силу, когда нас много и у нас одинаковая идея. Меня радует, что нижегородцы приходили не выпить свои 100 грамм и власть не пыталась заманить их на праздник.Александр ПРУДНИК:Мы должны сказать, что оппозиция наша хуже власти. И это беда нашего общества! Всегда оппозиция стремится продемонстрировать обществу более высокие стандарты отношений, более высокие стандарты поведения и нравственных ценностей. А наша оппозиция демонстрирует худшие качества. Ей нечего предложить обществу. Общество, глядя на наших оппозиционеров, говорит, что эти — хуже. Что эта альтернатива — в трясину. Этот парад 9 Мая уничтожил нашу оппозицию.Уроки историиАндрей ДАХИН:У нас должен быть календарь народной памяти. Он живёт в генах. Он — часть русской идентичности. Его надо воссоздавать. Но самый важный элемент — система образования. Всё будет, если школьное образование будет работать правильно.Самым нерешённым и краеугольным вопросом остаётся количество учеников на единицу учителя. Ребёнок может усвоить урок, только если есть контакт со взрослым, если учитель доходит до ученика в течение урока, каждого спросит, каждому задаст вопрос. Оптимально нужно, чтобы на учителя приходилось максимум 10 – 12 человек. Если мы придём к такому формату, то добьёмся идеального состояния умов и мозгов.Иван ЮДИНЦЕВ:У нас сейчас самое страшное — это вызвать учителя истории и при людях его спросить: а всё-таки как вы объясняете детям, кто такой был Сталин и какова его роль в нашей истории? 90 процентов учителей бледнеют, остальные краснеют и не знают, что сказать. Потому что нет правильного ответа на этот вопрос. Мы до сих пор не определились по отношению к Сталину. Мы даже по отношению к пакту Молотова — Риббентропа не определились. У нас строем летают самолёты над Красной площадью, и мы идём строем, но не знаем куда. Самолёты выпускают трехцветный флаг, а нам через два года надо будет определиться по отношению к столетию революции.Александр ПРУДНИК:Нам нужны символы, знаки, праздники с чисто позитивной наполненностью, не военной. У русской эмиграции, пока она ещё была жива, главный праздник был День рождения Пушкина. Это у них был День России.Андрей ДАХИН:Есть много измерений памяти. Есть память героизма. Есть память неприятия. Есть память раскаяния. Отбрасывание любых элементов памяти догоняет бумерангом и создаёт новые проблемы. А с другой стороны — растворяет идентичность. Слабеет память — теряем себя.