Карен Шахназаров: Ялте не стать Голливудом
Этой весной в Нижнем сразу несколько молодых режиссеров делают кино. Да и раньше — немало сцен лучших советских фильмов сняты в Горьком, самые известные российские режиссеры, вдохновленные удивительной красотой наших мест, возвращались в Нижний снова и снова. Поэтому, когда гостем города становится руководитель «Мосфильма» Карен ШАХНАЗАРОВ, хочется верить, что приезд его связан не только с юбилеем киностудии, но и с творческими планами.Досье «НП»Карен Шахназаров — кинорежиссер, сценарист, продюсер, с 1998 года — генеральный директор киноконцерна «Мосфильм», член попечительского совета Высшей школы телевидения МГУ. Родился в Краснодаре в 1952 году. Автор фильмов «Зимний вечер в Гаграх», «Мы из джаза», «Город Зеро», «Американская дочь», «Яды, или Всемирная история отравлений», «Исчезнувшая империя».Алабино вместо ДзержинскаПо словам режиссера, в столицу Приволжья он приезжает всегда с удовольствием. Его мама родилась в нашей области, в Дзержинске живет двоюродная сестра, а в самом Нижнем — друзья. Да и природа Нижегородского края великолепна, особенно для внимательного режиссерского взгляда. Несколько лет назад он даже присмотрел под Дзержинском натуру для съемок самого масштабного своего фильма «Белый тигр», посвященного войне, но в итоге целая деревня для съемок была построена на военном полигоне в районе подмосковного Алабино.— У вас тут все время что-то снимает Никита Михалков, так что съемки фильмов в вашей области — его прерогатива, — шутит Шахназаров.А вот в разговоре о детском кино автору «Курьера» — одного из самых знаменитых фильмов о молодежи времен перестройки — не до шуток.— В СССР детское кино было одним из лучших в мире, — уверен Карен Георгиевич. — К примеру, в Чехии, стране, не слишком лояльной к России, до сих пор на Рождество показывают советскую сказку «Морозко», хотя у них самих множество великолепных детских фильмов.— Ну, «Морозко» — классика. А что сегодня? Почему, на ваш взгляд, исчезло современное детское кино?— Не каждый сможет снять фильм, интересный детям. И даже не потому, что надо любить детей и понимать, что им интересно. Просто режиссер детского кино — отдельная профессия. И для детского кино нужно создавать условия на государственном уровне. Ведь единственная награда режиссеру — улыбки юных зрителей. Критики о фильме не пишут, премий за него не дают, на фестивали его не берут. Работать в этой сфере — заведомо обрекать себя на «второй ряд». В советское время это понимали, сейчас, к сожалению, нет. Правда, периодически появляются неплохие вещи — вот Станислав Говорухин продюсирует два фильма для детей. Думаю, у него получится. В России кино для детей вновь появится тогда, когда для него вырастят кадры. Просто возобновлением финансирования эту проблему не решить.Хватит на месяц— А если сравнить кино советское и российское?— Мне нравится, что советское кино сейчас популярно. Я ведь и сам — его часть и говорю это с гордостью. Но не надо себя обманывать. Вы помните 150 советских фильмов, а их тысячи. В их числе много плохих, совершенно заслуженно забытых. Что же касается сегодняшнего, российского кино… На мой взгляд, в целом оно весьма слабое, хотя время от времени наши режиссеры выпускают достойные картины.— К ним можно отнести фильм нашего земляка Александра Велединского «Географ глобус пропил». Заставил о себе говорить всю страну, собрал множество наград и премий. На ваш взгляд, с чем связан такой успех?— Оценивать его картину я не имею права. Велединский — один из самых интересных и самобытных режиссеров, со своим почерком и стилем. Наверное, в этом и кроется причина популярности его фильма. Мы знакомы и даже как-то затевали совместный проект. Пока не сложилось. Сложится ли в будущем — время покажет. Но «Географ» — одна из немногих работ, получивших такое признание. Достойных картин, на мой взгляд, мало. Да и по прокату Россия не может соперничать с другими странами, не говоря уж о заполнении российскими картинами всего проката. Отечественных фильмов хватит всего на месяц, и еще вопрос — пойдут ли на них, реклама очень дорога. Чтобы зрители знали и видели наше кино, выход один — снижать цены на просмотр в кинотеатрах. Во многих странах так и делают.Кино будущего — сериал— Зато такой проблемы нет с сериалами. Насколько это серьезный кинопродукт?— В моем понимании сериалы — это часть кино, приспособленная к телевидению. Они доминируют и будут доминировать там, а их качество будет только возрастать. Думаю, что за ними будущее. Во всем мире в сериалы стали приходить серьезные режиссеры и большие артисты. Если это не дешевое «мыло», то получаются фильмы по-настоящему художественные. Так что со временем сериалы подвинут кино, а оно станет арт-хаусным продуктом. Мне, кстати, тоже предложили снять сериал — с большим бюджетом, хорошими декорациями. Пока не знаю, возьмусь или нет.— А за продолжение своего «Курьера» возьметесь? Несколько раз в прессе появлялась информация, что оно будет снято.— Я не люблю разного рода ремейки и возвращения к прошлым работам. Это была идея Федора Дунаевского, исполнителя главной роли в том фильме. Мне не понравился сценарий, где герои встречаются сорокалетними, и начинается любовь-морковь. Так что продолжения не планирую.«Там прекрасные натуры»— Сейчас много говорят о планах по возрождению Ялтинской киностудии. Недавно и Дмитрий Медведев поручил рассмотреть ее возможности для съемок отечественной кинопродукции.— В последние годы там полное запустение. Когда-то она задумывалась как советский Голливуд. Но Америка — другая страна, она децентрализована. Там это возможно, поэтому и возник Голливуд. А у нас центрами кино по-прежнему являются Москва и Санкт-Петербург. В Крыму великолепная природа, там прекрасные натуры. Но, даже если киностудию переоборудовать, она подойдет лишь для съемок отдельных сцен. Так что если российские кинематографисты и переедут в Ялту, то только на пенсии.