Карта в руки. В нижегородских автобусах исчезнут кондукторы и обычные билеты

Карта в руки. В нижегородских автобусах исчезнут кондукторы и обычные билеты
Фото Александра Воложанина
С 1 января по всему региону активно внедрятся АСОП — автоматизированная система оплаты проезда

В Нижегородской области произошла своего рода революция в системе общественного транспорта. С 1 января по всему региону активно внедрятся АСОП — автоматизированная система оплаты проезда. О том, как продвигается внедрение новых технологий, а также о транспортной реформе в Нижнем Новгороде мы поговорили с директором компании «Ситикард», оператором системы АСОП в Нижегородской области Юрием РЯБИКОВЫМ.

 

На автомате

– Юрий Геннадьевич, на какой стадии в Нижегородской области находится внедрение автоматизированной системы оплаты проезда?

– Сейчас завершён первый этап. Пассажирские предприятия во всех районах Нижегородской области получили терминалы, и мы обеспечили жителям области возможность оплачивать проезд бесконтактными банковскими картами, смартфонами с платёжными сервисами и транспортными картами.

Следующий важный этап – оформление персональных льготных транспортных карт пенсионерам, школьникам, студентам – всем, кто пользуется сейчас бумажными льготными проездными. Мы организовали работу более 50 пунктов по приёму заявлений по всей области. Большинство пунктов на базе салонов сотовой связи наших партнёров, но есть и несколько МФЦ. После того как выйдет постановление правительства Нижегородской области, льготники смогут записывать на свои карты льготные электронные проездные и оплачивать проезд.

Параллельно мы создаём сеть распространения и пополнения транспортных карт через отделения Почты России, газетные киоски и отделения Сбербанка.

– Почему нижегородцы должны выбирать безналичную оплату? В чём её преимущества?

– Во-первых, это удобно. Не нужно искать мелочь в кошельке, ждать сдачу, отрывать бумажные льготные талоны на проезд. С внедрением АСОП оплачивать проезд транспортной картой можно будет по всему региону, вне зависимости от того, в каком городе Нижегородской области вы её пополнили.

Во-вторых, система позволяет экономить. Например, в Нижнем Новгороде существуют разного вида проездные: на число поездок, на количество дней, безлимитные и так далее. Проездной – это всегда меньшая цена разовой поездки. Но самый продвинутый тариф в Нижнем – это электронный кошелёк с бесплатной пересадкой, когда пассажир не только платят на два рубля меньше, чем при оплате наличными, но и может сделать неограниченное число пересадок в течение часа.

– Судя по отзывам, которые получает транспортная реформа, далеко не все нижегородцы восприняли такую возможность с воодушевлением. Ведь одновременно с внедрением безналичной системы оплаты проезда в Нижнем Новгороде началась перестройка маршрутной сети. И пока происходящее с маршрутами вызывает больше раздражения…

– Конечно, хорошо бы проснуться на следующий день, а у нас и новый подвижной состав, и новая маршрутная сеть, и общественный транспорт ходит по расписанию. Но так только в сказках бывает. Всё происходит постепенно.
Давайте честно признаем, что на дорогах были откровенные хулиганы. Мы ездили на маршрутках, не соблюдающих правила дорожного движения, расписание, в которых всё сгнило, дыры в сидениях, на полу… Какая безопасность, когда колёса на божьем слове держались у транспорта?!

 

– То есть вы отдаёте предпочтение муниципальному транспорту?

– Есть такой документ – «Социальный стандарт транспортного обслуживания населения в РФ», который предусматривает, что доля транспорта, работающего по муниципальному заказу, то есть регулируемым тарифам, должна быть не менее 75 процентов, и только 25 процентов – доля коммерческого транспорта, который сам устанавливает стоимость проезда.

Причём на магистральных маршрутах должны работать большие автобусы, а пассажиры иметь информацию о расписании и его фактическом исполнении. И в Нижнем Новгороде, насколько мы видим, движение в эту сторону уже началось.

Знаете, когда я приезжаю в Москву, никогда не задумываюсь, как мне надо ехать. С помощью мобильных приложений «Яндекс. Транспорт» или «Мосгорпасс» совершенно спокойно узнаю, как и на чём мне передвигаться, причём там указывается и предполагаемое время прибытия транспорта на остановку. У меня «умная остановка» в кармане, когда я в Москве. И я хочу, чтобы так же было и в Нижнем Новгороде.

Почему до сегодняшнего дня нам недоступны эти возможности – это вопрос. И это тоже вопрос к частным перевозчикам. Но как только с них начинают больше спрашивать, поднимается «плач Ярославны». Перевозчики со странным уровнем сервиса начинают поднимать общественные массы, пытаясь таким образом защитить свой бизнес на этом мутном пока ещё рынке. И АСОП – это один из элементов, который позволит всю систему пассажирских перевозок сделать прозрачной.

 


Переход к бескондукторной схеме экономически обоснован, потому что сегодня на кондукторов транспортные предприятия тратят порядка четверти своих расходов – это колоссальная сумма!


 

Дело в технике

– Какой следующий шаг в развитии безналичной системы оплаты проезда в Нижегородской области?

– Следующий закономерный этап развития – это переход к режиму самообслуживания. У каждого входа должны появиться стационарные терминалы, с помощью которых пассажиры смогут самостоятельно оплачивать проезд.

Летом прошлого года по просьбе руководства МП «Нижегородэлектротранс» мы установили в качестве эксперимента стационарные терминалы на трамвайном маршруте № 18 в Нижнем Новгороде. Кондуктора нет, люди оплачивают проезд в режиме самообслуживания. Результаты нас порадовали: выручка на маршруте, насколько нам известно, не снизилась. Большинство пассажиров добросовестно оплачивали свой проезд безналичным способом, потому что делать это стало удобнее. А транспортное предприятие получило экономический эффект.

Бескондукторная схема реализована в Сарове. Правда, там параллельно работает кондуктор, который продолжает принимать оплату наличными денежными средствами, доля которых ещё значительна.

 

– Что необходимо для перехода на режим самообслуживания в масштабе всей области?
– Нормативная база, которая позволит наказывать недобросовестных пассажиров. Сегодня протокол о штрафе за безбилетный проезд могут составить только должностные лица, которые в силу огромного количества полномочий никогда в транспорт для выполнения функции контроля не попадут. При этом рейды могут проводиться только совместно с представителями правоохранительных органов. Но этот вопрос необходимо решать, это наша общая задача – делать город современным. А транспорт – одна из его составных частей, визитных карточек, поскольку общественным транспортом каждый день пользуется подавляющая часть населения. И именно по транспорту население судит о способности власти решать те или иные задачи по управлению городом, областью.

Кстати, все интересные и важные тексты мы публикуем на «Дзене».
Подписывайтесь и читайте нас на Яндекс.Дзен.

Подпишитесь на нас

Похожие публикации