Кто выходит из наших вузов: специалисты, получившие качественное образование, или недоучки с «корочкой»?

БОР

Более 2,5 тысяч вузов в нашей стране обучают 5,5 миллионов студентов. Такие данные приводит портал «Российское образование». Число людей, получающих высшее образование, по сравнению с 90-ми годами увеличилось почти вдвое.

Казалось бы, что здесь плохого, ведь образованное общество состоит из образованных людей? Однако у экспертов такое количество трудящихся с «вышкой» вызывает много вопросов к качеству полученного образования. Действительно, кто выходит из наших вузов: специалисты, получившие качественное образование, или недоучки с «корочкой»?

В дипломаты я пойду, пусть меня научат

По данным Министерства образования и науки, самыми востребованным среди поступающих в вузы в 2017 году стали экономические факультеты, факультеты подготовки специалистов по политическим и международным отношениям, а также специальности, связанные с работой в СМИ. Конкурс среди желающих обучаться этим профессиям был огромен: будущие экономисты сражались за обучение на факультете при конкурсе 21 человек на место, потенциальные дипломаты (специалисты по международным отношениям) выдерживали конкуренцию в 20,5 человек на место, а желающие стать журналистами – 19,5 человек на место.

При этом на инженерно-технические направления в российских вузах подавались в среднем 7,2 заявления на место; на педагогические специальности – 7,3 заявления на место, а на бюджетные места для обучения по медицинским специальностям конкурс составлял от 8,5 до 16,1 человека на одно место. Среди технических направлений самые высокие проходные баллы были зафиксированы на направления, которые связаны с информатикой и безопасностью информации (69,9 балла), транспортными средствами (56,8 балла); строительством (64,9 балла), машиностроением (61,9 балла).

При этом, открыв один из борских сайтов с объявлениями о работе, можно лично убедиться: в разделе «СМИ, издательство, полиграфия» (третья по востребованности специальность) есть лишь одна вакансия менеджера по рекламе с предлагаемой зарплатой в 15 тысяч рублей. Зато в разделе «Производство, промышленность» этих вакансий уже 131, плюс еще 102 в разделе «Рабочий персонал». И даже разнорабочим (людям, не имеющим никакого профессионального образования) работодатель готов платить не менее 20 000 рублей за умение работать руками.

Кого ищет отдел кадров?

Менеджеры, юристы, финансисты, «пиарщики», маркетологи, журналисты – эти специалисты, безусловно, также нужны в современном мире. Однако не в таком количестве, в каком они выпускаются из стремительно организующихся факультетов. В Сети стала довольно популярной шутка о том, что нет смысла учиться несколько лет, чтобы потом кричать «Свободная касса!» в фаст-фуде. А ведь по факту выпускники вузов, специалисты с высшим образованием, часто не могут найти работу по специальности и трудоустраиваются по принципу «лишь бы взяли», в том числе и на производство, ведь именно там сотрудникам предлагаются зарплаты выше «средних по офису».

Однако «переквалифицироваться» на рабочем месте отныне будет гораздо сложнее. С 1 июля 2016 года вступил в силу так называемый закон о профстандартах. Ознакомиться со всеми нюансами можно на сайте Минтруда. Но одно из его положений гласит: человек, претендующий на ту или иную должность, должен иметь соответствующее образование. В этом случае шансов получить высокооплачиваемую работу у кандидата гораздо больше: между очередным менеджером с высшим образованием и выпускником профессионального училища с профильным образованием сотрудник отдела кадров выберет второго.
– По сути, профессиональное обучение дает возможность получить специальность в короткий срок, – объяснила начальник отдела кадров НОАО БПЗМП «Гидромаш» Ольга Титова. – Согласно новому трудовому законодательству, мы даже на рабочую специальность обязаны принимать людей, имеющих профильное образование. Условно говоря, на малярном участке должен работать маляр. Это же касается ИТР-состава: на руководящую должность мы можем принять человека, который имеет профильное политехническое образование. Претендент на эту должность обязан разбираться в марках металла, должен уметь читать чертежи, знать конструкцию станков и принципы его работы. По сути, мастер любому рабочему должен уметь объяснить особенности работы станка, помочь сделать замеры, проверить качество готовой детали. Очень много специфических знаний должно быть у человека, который приходит работать на производство, в том числе в управленческий аппарат, и ему нужно много технических знаний.

«Ни за что не вернусь на завод»

Конечной целью любого образования является трудоустройство, а трудоустраиваемся мы для того, чтобы зарабатывать деньги. А если человек умеет зарабатывать, не имея при этом образования?
Антон Кадеров работает менеджером по продажам в сетевом магазине. Сразу после школы он поступил на факультет государственного и муниципального управления.

– Поступил я после школы, никаких особых планов с этим образованием у меня не было связано, – рассказал он. – Пошел просто потому, что надо было где-то учиться, только ради корочки. Никаких особых усилий для учебы прикладывать не приходилось, соответственно, и серьезных знаний мы не получали. Главным условие было вовремя вносить плату. Обучение было заочным, и все это время я работал. Был у меня опыт работы на заводе, на конвейерном производстве. Это был ужас! Всю смену выполнять одно и то же действие, постоянно быть на ногах (нам даже на обед выделялось всего 15 минут). В общем, я уволился оттуда с убеждением: лучше в дворники, чем на производство.

После этого Антон устроился администратором в компьютерный салон, затем стал менеджером по продажам. И именно тогда забросил учебу после 3,5 лет. Даже в самый неудачный месяц он зарабатывает не менее 40 тысяч рублей, имея при этом лишь школьный аттестат. Зачем в таком случае получать образование, если есть возможность в 27 лет зарабатывать лучше, чем образованным ровесникам? И, тем не менее, осенью прошлого года Антон вновь вернулся на студенческую скамью. На этот раз – юридического факультета техникума.

– Да, образование мне нужно просто «для галочки», – не скрывает он. – Просто потому, что при приеме на работу (если вдруг захочу ее поменять) это может быть важно. После того, как я закончу техникум, пойду получать «высшее» на факультет менеджмента. Опять же: по причине того, чтоб было. Я, честно говоря, не знаю ни одного человека, который закончил бы вуз и работал по специальности, все знакомые работают по принципу «кто куда устроился». Что касается повышения по службе (с увеличением заработной платы, конечно), то для нашего руководства наличие образования – далеко не главный фактор. Про профстандарты я слышал, но их применяют только к новичкам. А тех, кто давно и результативно работает, оценивают не по «корочкам», а по делам.

Работать и зарабатывать

Тем не менее, вакансий, на которых можно работать без образования или не по специальности, да при этом еще и хорошо зарабатывать, на рынке труда довольно мало. А вот производственных вакансий – хватает. Тем более в нашем промышленном регионе, который в три раза превышает общероссийские темпы роста в реальном секторе экономики.

– Когда вы шли к нам, обратили внимание на «автопарк» перед заводом? – с улыбкой спрашивает начальник отдел кадров Ольга Титова. – Там почти нет старых российских автомобилей, практически одни иномарки. Это – автомобили наших сотрудников, обычных рабочих. Та зарплата, которую мы можем предложить рабочим, вполне позволяет не только на свои нужды зарабатывать, но и семью содержать. Лишь бы было желание трудиться.

Сергей Вашурин работает в БПЗМП «Гидромаш» уже семь лет. И за это время ни разу не задумался о смене места работы. Да и зачем, ведь работа за токарным станком с ЧПУ не только хорошо оплачивается, но и заскучать не дает.

– Я ни за что не смог бы работать в офисе, бумажки перебирать, – говорит Сергей. – Потому что это очень скучно, а я привык работать руками. Да и зарплата здесь меня более чем устраивает.
Вопреки расхожему заблуждению, работа на производстве не означает, что человек всю жизнь будет стоять у одного и того же станка. Для тех, кто стремится стать лучшим в своем деле, открыты карьерные перспективы. Пример тому – Павел Дюдин, который в свои 30 лет прошел путь от транспортировщика до заместителя начальника производства.

– На завод я пришел сразу после армии, – рассказал он. – Начинал как транспортировщик, затем встал к станку, получил профессию оператора токарного станка с ЧПУ. В какой-то момент я понял, что нужно получать высшее образование.

Сразу после того, как Павел поступил в вуз, его назначили мастером. Руководство увидело и оценило потенциал молодого человека. Успешная работа подтвердила: в нем не ошиблись. В ноябре прошлого года Павел был назначен заместителем начальника производства.

– Я бы не сказал, что это дело для меня новое, просто круг обязанностей стал шире, – говорит он. – Что нужно, чтобы добиться успеха? Как бы банально это ни звучало, нужно желание работать. Нужно мириться с ненормированным рабочим днем, с тем, что у руководителя очень мало свободного времени и очень много ответственности.

***
Учиться или не учиться? Ответ на этот вопрос каждый дает самостоятельно. История знает примеры, когда малообразованные люди достигали больших высот – это и самый богатый человек мира Рокфеллер, бросивший гимназию в 16 лет, и соучредитель «Apple» Стив Джобс, собравший свой первый компьютер в гараже приемных родителей, и даже великий писатель Марк Твен, работавший подмастерьем с 11 лет. И все же эти примеры, скорее, исключение из правила. Получать образование ради того, чтобы реализоваться в профессии, – это замечательно. А вот стоит ли «покупать зачеты» ради «корочки»?

Цифры:
В 2017 году в городском округе г.Бор 9 класс окончили 1020 детей, из них 462 пошли в 10 класс, 545 отправились в учреждения среднего профессионального образования.
В 2017 году 11 класс окончило 360 выпускников, из них в учреждения среднего профессионального образования отправились 53 человека, 281 – в вузы.
В рейтинге самых популярных учебных учреждений среднего профессионального образования у борских выпускников:
1 место – Борский губернский колледж
2 место – Нижегородский губернский колледж
3 место – Нижегородский медицинский колледж
В рейтинге самых популярных учебных учреждений высшего профессионального образования у борских выпускников:
1 место – ННГУ им. Лобачевского
2 место – НГПУ им. Минина (педагогический вуз)
3 место делят НГТУ им. Алексеева (Политехнический университет) и Архитектурно-строительный университет.

Автор:  Наталья РОМАНОВА

Источник: «Борское Информационное Агентство»

Добавить сайт в мои источники