На всякое ЕГЭ найдутся мудрецы
В этом году Нижегородский регион впервые безальтернативно участвовал в Едином государственном экзамене. ЕГЭ пришел всерьез и надолго, хотелось бы нам того или нет. Теперь остается понять, как жить с ним дальше. Свое видение по этому вопросу сообщил министр образования Нижегородской области Сергей Наумов на пресс-конференции, посвященной итогам набора студентов в 2009 году. По мнению министра, вчерашние нижегородские одиннадцатиклассники написали ЕГЭ не хуже, чем в среднем по России. Та чехарда (а по выражению Сергея Наумова, «вакханалия»), которая творилась затем в вузах по причине неограниченной свободы абитуриентов, получивших право направлять копии результатов ЕГЭ одновременно в любое высшее учебное заведение страны, тоже исправима. Проблема, считает Наумов, в другом. Прежняя система проверки знаний выпускников позволяла им маневрировать, окончательно определяясь с выбором профессии. Имея на руках аттестат о среднем образовании, можно было поступать сначала, скажем, в литературный институт, а потом, если вдруг возникла такая потребность, в технический. Теперь такой возможности не будет, если ребенок не сдал, кроме обязательных экзаменов (по русскому и математике), еще и физику. — В этом году нам пришлось буквально уговаривать детей сдавать как можно больше экзаменов по выбору, — напомнил Сергей Васильевич о горячих весенних деньках. — Это, конечно, привело в какой-то степени к ухудшению общих показателей, однако открыло перед ребятами больше возможностей для выбора профессии. Как бы ни уговаривали, однако желающих сдавать физику с каждым годом становится все меньше и меньше, что, по оценке ректора ННГУ им. Лобачевского Евгения Чупрунова, свидетельствует о низком качестве преподавания этого предмета, к чему привели не только дефицит квалифицированных кадров, но и резкий перекос образовательной программы в строну предметов гуманитарного цикла. Часов физики в старших классах столько же, сколько ОБЖ, горячо сокрушался в интервью «НП» Евгений Чупрунов, будучи тогда еще деканом физического факультета ННГУ. С тех пор, как мы видим, отношение школьников к физике не изменилось, и это грозит нам, как считает Сергей Наумов, подрывом технического потенциала страны. Один из вариантов решения этой проблемы, поделился своими соображения министр, — введение экзамена по физике как обязательного испытания для выпускников. Тенденции набора студентов в 2009 году явно продемонстрировали, что интерес молодежи лежит в плоскости, далекой от естественнонаучных дисциплин. Вузы, которые в этом году утвердились в России и регионе явными лидерами по проявленному к ним интересу со стороны абитуриентов и по уровню подготовки этих самых абитуриентов, в основном социально-гуманитарного направления. Они, кстати, отмечает заместитель директора Нижегородской высшей школы экономики Андрей Максимов, при действующей теперь схеме поступления получили серьезные преимущества, поскольку выбирали студентов из наибольшего числа желающих. В достаточно непростой ситуации кроме технических вузов и естественнонаучных факультетов оказались все коммерческие высшие учебные учреждения, потерявшие практически половину от традиционного для себя количества поступающих, и всевозможные филиалы. Но это, как говорится, все «цветочки» — «ягодки» ожидаются впереди, и на вкус эти ягодки, судя по всему, будут очень горьки. В тех регионах, рассказал проректор по учебной части НГТУ им. Алексеева Евгений Ивашкин, где ЕГЭ в качестве эксперимента введен уже давно, сегодня столкнулись с серьезнейшей проблемой — отсутствием какой-либо мотивации в добросовестном отношении к тем предметам, по которым ученик в выпускном классе не собирается сдавать ЕГЭ. Что, соответственно, сказывается на общем развитии личности. Но и этим проблема не исчерпывается. — Получается так: ребенок в 5 – 6 классе выбирает предметы, по которым будет сдавать ЕГЭ, и начинает не изучать их, а натаскиваться на сдачу тестов, — поделился отзывами своих коллег из регионов, уже настрадавшихся от ЕГЭ, Евгений Ивашкин.- В результате студенты поступают в вуз, имея хорошие результаты по ЕГЭ, но нулевые знания. И в первый семестр вуз вынужден заниматься школьной программой (что, впрочем, далеко не всегда помогает студентам успешно сдать первую сессию. — Авт.). Совершенно ясно, что современная система российского образования очень далеко опустилась от того идеала, каким сегодня представляется советская школа со всеми ее плюсами и минусами (плюсов, как нам видится, все-таки было больше). Форсированная подготовка к школе в детском саду; затем безумная и неоправданная нагрузка в начальном звене, отбивающая у ребенка всякую охоту к учению и разрушающая его здоровье; потом ничегонеделание в средних классах; далее десятый-одиннадцатый и постижение «методов научного тыка», чтобы хоть как-то написать ЕГЭ; потом поступление «туда, не знаю куда» и… Нужны нашей стране такие юристы, экономисты, учителя, программисты? — До четвертого класса нельзя излишне нагружать ребенка, нельзя выходить на опережающее обучение, — убежден Сергей Наумов. — Хороший первый учитель должен научить его учиться. А вот в пятом-девятом классах надо заставлять учиться! Пусть я прослыву консерватором, но нужно давать ребенку полноценно все предметы до одного, включая физику, химию, чтобы по выходу из девятого класса за пазухой у него было все, что нужно, для того чтобы принять верное решение, кем ему становиться. Кстати, если уж на то пошло, избежать ЕГЭ вполне возможно, и не только достаточно узкому числу победителей всевозможных олимпиад. Схема, нарисованная журналистам Сергеем Наумовым, такова: надо поступить после 9‑го класса в техникум либо училище (лучше в тот, который сотрудничает с вузом и имеет совмещенный с ним учебный план), а потом идти сразу на третий курс этого вуза. Конечно, оптимальние, считает министр, чтобы государство параллельно с ЕГЭ утвердила и классическую форму сдачи экзаменов на аттестат зрелости, чтобы у выпускников была возможность осознанного выбора. — Писать ЕГЭ мы обязательно научимся, — не сомневается он. — Главное — что у ребенка в голове останется. Кстати Несовершенство, мягко говоря, российской законодательной системы проявилось и с ЕГЭ в ситуации с поступающими в вузы юношами. Закавыка в следующем. Предположим, молодого человека зачислили в вуз в так называемую первую или вторую волну поступления после его заявления о приеме и, соответственно, приказа ректора о зачислении. Тем не менее, у студента остается еще время, чтобы передумать, забрать свои документы и поступить в другое заведение (что и происходило на практике). В случае если он забирает документы из первого вуза, ректор пишет очередной приказ — теперь об его отчислении. — Это значит, — изумил Сергей Наумов журналистов, — что, в соответствии с законом о воинской обязанности, отсрочка от срочной службы юношей уже использована и весной ему надлежит идти в армию. Кое-кому надо быть к этому готовым.