«Неужели нельзя заставить их замолчать»: как бороться с шумной рекламой на улицах
Газета "Нижегородская правда" №84 от 16.10.2019
Подписка на газетуС недавних пор у жителей нескольких домов по улице Коминтерна в Нижнем Новгороде появился неприятный сосед. Целыми днями молодой человек ходит по улице с громкоговорителем и надрывными криками зазывает всех на распродажу верхней одежды в павильоне… для продажи пирожков.
– Мы уже потеряли покой и сон, – возмущаются местные жители. – От этих истеричных криков можно сойти с ума. Неужели нельзя заставить замолчать навязчивых промоутеров?
Вопрос оказался весьма сложным.
Спасите наши уши
О своей проблеме жители писали в соцсетях.
«Глашатай на своём прежнем месте, стоит на стремянке и орёт в мегафон. Время от времени он перемещается по пешеходному тротуару», – рассказывали жители в социальных сетях.
Впрочем, действия нижегородцев не ограничивались только постами в интернете и возмущением. Они делали всё, чтобы привлечь внимание властей к своей проблеме: вызывали полицию, писали заявления участковому, обращались в контрольно-надзорные органы и даже к главе города. В общем, выполняли всё, что рекомендуют делать юристы в таких ситуациях.
– Когда приехала полиция, мальчик-глашатай громкость убавил, но ненадолго. Утром всё началось сначала, – рассказала нижегородка Ирина. – Старики и дети просто не знают, куда деваться от этого горлопана. Страдают и прохожие, которым эти зазывалы преграждают дорогу и хватают за руки. Возмущает и сама торговля. Как можно в помещении пекарни одновременно продавать пирожки и верхнюю одежду?!
Нужно отметить, что полицейские оперативно реагировали на сигналы жителей – выезжали, составляли протоколы, в какой-то момент даже продажу свернули, а павильон закрыли. Местные торжествовали, впрочем, на следующий день торговля возобновилась.
– Несмотря ни на что, продолжают дурачить покупателей и нервировать жителей громкой рекламой, – резюмировали нижегородцы и отправлялись писать новые заявления в полицию.
Впрочем, в последнее время, по словам жителей, парня со стремянкой и рупором не видно, видимо, ушёл рекламировать товар под окна других многоэтажек. Между тем проблема не исчезла.
Что не запрещено, то разрешено
Зазывалы с громкоговорителями заполонили улицы российских городов, вызывая гнев и раздражение и у прохожих, и у жителей многоквартирных домов. Однако управу на них найти действительно непросто. А всё потому, что звуковая реклама у нас запрещена только с использованием транспортных средств. Что касается звуковой рекламы на улице, то прямого запрета на неё нет. Получается, что не запрещено, то разрешено. Юристы в таком случае рекомендуют акцентировать внимание на превышение допустимого уровня шума. Впрочем, то, что уровень превышен, ещё надо суметь доказать.
– В период с 7 утра до 23 часов вечера максимальный уровень звука не должен превышать 55 децибел, а в период с 23 часов до 7 утра – 45 децибел. 55 децибел соответствуют уровню шума между обычным и громким разговором, 45 – это громкость обычного разговора, – консультируют юристы социальной сети 9111.ru. – Наиболее простой и действенный вариант борьбы с нарушителями закона – подача жалобы в прокуратуру либо в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Причём в случае подачи жалобы в прокуратуру последняя в дальнейшем может самостоятельно направить обращение в ФАС, который, в свою очередь, возбуждает дело по факту трансляции звуковой рекламы и выносит в отношении нарушителя представление об устранении замечаний. В случае необходимости выписывает штраф.
Нашли управу
Намучились от зазывал с громкоговорителями и жители центральной улицы Нижнего Новгорода. Прямо у домов № 1 и № 2 по улице Большой Покровской шла рекламная кампания.
Люди просили прекратить безобразие.
– Мы объясняли, что не можем отдыхать в собственных квартирах, крики в рупор слышно даже через закрытые окна и задёрнутые штора, но в ответ – только грубость, – поделилась своими переживаниями нижегородка Ирина Борисова. Потом молодчики со стремянкой и рупором переместились к дому № 8/1 по улице Максима Горького. И вновь по центру города рекой льётся реклама верхней одежды.
В итоге в ситуацию вмешались сотрудники административно-технического контроля.
– По поручению главы города Владимира Панова мы регулярно проводим рейды по пресечению незаконной рекламы и в приоритет ставим обращения жителей, – рассказала начальник Нижегородского отдела управления административно-технического и муниципального контроля администрации города Нижнего Новгорода Ольга Кузьмина. – В данном случае нарушители незаконным размещением рекламной конструкции перегородили часть тротуара, затрудняя проход жителям, которые идут со станции метро «Горьковская». Изъятые конструкции будут отправлены на штрафстоянку, откуда собственники смогут её забрать после выплаты штрафа. За размещение рекламной конструкции без соответствующего разрешения нарушителям грозит штраф от 2000 до 3000 рублей.
Подействуют ли данные меры на местных глашатаев, большой вопрос. Ведь выручка от торговой точки может оказаться куда больше суммы штрафа, а рекламные конструкции и вовсе можно сколотить новые.
Горожане уверены: чтобы решить вопрос кардинально, нужны законодательные изменения на федеральном уровне. А пока приходится пресекать деятельность зазывал любыми законными способами.