Николай Пугин: «Я уверен, мы пробьемся»
«Все-таки я уверен, что мы пробьемся и будем делать в перспективе конкурентоспособные автомобили», — признался коллегам по Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей президент ОАО «ГАЗ» Николай Пугин. На чем основан оптимизм одного из старейшин нижегородского директорского корпуса? Казалось бы, сейчас Горьковский автозавод переживает далеко не лучшие времена. Глобальный финансовый кризис практически уничтожил сложившуюся в последние годы в нашей стране систему автокредитования. В результате резко упали продажи автомобилей. А ведь в кредит реализовалось 60 проц. продукции предприятия. В декабре прошлого года было приостановлено производство не только новейшей Volga Siber, но привычной отечественным потребителям «Волги» в связи со значительным снижением спроса на продукцию автопрома. По словам Николая Пугина, в связи со значительным повышением цен на металл рентабельность производства «старой» «Волги» в последние месяцы была нулевой. В январе завод произвел только 2,5 тыс. машин. Но, говорит Пугин, «объем продаж автомобилей еще меньше, и это трагедия». Вообще рентабельность ГАЗа в последние годы составляла около 6 проц., сейчас она снизилась до 4 — 5 проц. И все же, на автозаводе строят планы по выходу из создавшегося положения. Здесь намерены наладить выпуск «бюджетной модели» полуторки «ГАЗель» стоимостью не дороже 6 тыс. долларов. Сейчас же минимальная стоимость машины составляет 10 тысяч. «Руководство поставило перед нами задачу сделать автомобиль таким, чтобы не ломался, не ржавел и был недорогим», — подчеркнул Николай Пугин. По его словам, новый автомобиль должен быть выпущен уже в 2009 году. Снижение стоимости автомобиля «ГАЗ» намерен добиться за счет удешевления металла и ряда комплектующих, перехода на двигатели Ульяновского моторного завода, снижения внутрипроизводственных затрат. Пока же на предприятии всерьез взялись за учебу. На предприятиях «Группы ГАЗ» стартовала программа повышения квалификации персонала. Свыше 7000 работников компании станут участниками государственной программы переобучения, направленной на обеспечение занятости в условиях снижения объемов производства. «Группа ГАЗ» принимает участие в государственной программе, «направленной на снижение напряженности на рынке труда субъектов Федерации» (Постановление Правительства РФ № 1089 от 31.12.08). Она включает в себя опережающее профессиональное обучение работников для повышения их профессиональной квалификации и конкурентоспособности на рынке труда.Обучение проходят работники с целью получения смежной специальности или повышения квалификации. Также в программе участвуют работники, которые не имеют документально подтвержденной квалификации. Исходя из перспективных потребностей предприятий, им предлагают приобрести профессию токаря, фрезеровщика, оператора станков, сварщика, электрика и ряда других дефицитных специальностей. Курс обучения составляет от 3 до 6 месяцев. При обучении с отрывом от производства сотруднику выплачивается стипендия и после окончания обучения работнику гарантируется возвращение на рабочее место. Также большие надежды нижегородские автомобилестроители связывают с федеральным правительством, обещавшим помочь бюджето- и градообразующему предприятию. Такая поддержка была обещана на заседании комиссии по повышению устойчивого развития экономики РФ под председательством первого заместителя председателя Правительства РФ Игоря Шувалова. Министерству экономического развития было дано поручение подготовить предложения для определения наиболее эффективных форм господдержки. Программа реструктуризации и модернизации, представленная руководством ГАЗа, является одной из самых перспективны. Так, принимавший участие в работе комиссии руководитель Сбербанка Герман Греф считает, что антикризисные предложения Горьковского автозавода «являются проектом с наименьшим финансовым риском».