Нижегородские школьники узнали о способах защиты своих аккаунтов в соцсетях в рамках проекта «Цифровой ликбез»
Нижегородские школьники узнали о том, как защитить свои аккаунты в социальных сетях, в рамках просветительского проекта «Цифровой ликбез». Тематической урок состоялся в школе №149 Нижнего Новгорода.
Урок провел заместитель министра цифрового развития и связи Нижегородской области Денис Запруднов вместе с учителем информатики школы №149 Светланой Селезневой. В мероприятии также приняли участие молодежный министр цифрового развития и связи региона Александр Соловьев и заведующая кафедрой информатики и информационных технологий Нижегородского института развития образования Татьяна Канянина.
На уроке ребята обсудили правила безопасного поведения в интернете, поговорили о том, как можно избежать потери данных и обезопасить свой смартфон или компьютер от потока ненужной информации. Формирование подобных навыков у подрастающего поколения – одна из задач национального проекта «Цифровая экономика», утвержденного президентом России.
«Это уже второй урок в этом году в рамках проекта «Цифровой ликбез». Такие занятия позволяют рассказать школьникам, с какими видами мошенничества они могут столкнуться, и, главное, как не попасться на уловки злоумышленников. «Цифровой ликбез» помогает научиться защищать свои цифровые данные. Предупрежден — значит вооружен! Ребята рассказали нам, что после занятия они поделятся своими знаниями с семьей, проведут маленький ликбез уже в кругу своих родных», – отметил Денис Запруднов.
Ученикам школы рассказали о защите от мошенничества с использованием технологий дипфейка и доксинга. Доксинг – это раскрытие в сети идентифицирующей информации о ком-либо, такой как настоящее имя, домашний адрес, место работы, номер телефона, финансовая и другая личная информация. Впоследствии эта информация распространяется без разрешения. Главные правила безопасности данных – не публиковать свои личные данные и данные друзей и близких (например, номер телефона, адрес и место учебы или работы), не выкладывать фото личных переписок и не пересылать их другим людям, не хранить личные данные в открытых источниках или облачных хранилищах. Для защиты личных аккаунтов рекомендуется использовать только уникальные и сложные пароли.
Большинство сценариев кражи аккаунтов пользователей мессенджеров или соцсетей связано с попыткой выманить учетные данные через приемы социальной инженерии. В этом случае человека, как правило, под разными предлогами мотивируют ввести учетные данные на портал злоумышленников. Стоит отметить, что такие ресурсы могут быть очень похожи на настоящие. Отличием всегда будет доменное имя сайта, которое подделать нельзя. Злоумышленники нарочно допускают ошибки в названии, чтобы запутать пользователя.
«Юное поколение неразрывно связано с гаджетами, интернет-ресурсами, цифровой средой. Прямой диалог с представителями цифровой сферы, а в данном случае – с представителями министерства — нужен для школьников. Школьники могут задать профессионалам вопросы, а таких немало, от защиты данных до развития личных цифровых сервисов», – почеркнула Татьяна Канянина.
Стать участниками проекта нижегородцы могут и самостоятельно. «Цифровой ликбез» предназначен для возрастной категории 6+, рекомендован для просмотра с родителями или педагогами и верифицирован Институтом изучения детства, семьи и воспитания. На сайте проекта также доступны методические материалы для педагогов, которые помогут им эффективно интегрировать видеоролики в учебный процесс на уроках ОБЖ, информатики или родительских собраниях. Нижегородский институт развития образования ведет организационно-методическое сопровождение проекта в школах Нижнего Новгорода и других муниципалитетов области.
Напомним, «Цифровой ликбез» – всероссийский просветительский проект в сфере цифровой грамотности, организованный АНО «Цифровая экономика», Минцифры и Минпросвещения России. Проект включает в себя серию просветительских мультипликационных роликов и методических материалов для педагогов, которые на понятных примерах учат детей и взрослых азам цифровой грамотности и кибербезопасности.