Нижегородский ТЮЗ раскрыл подробности режиссерской лаборатории «Кулибинка»
Этот необычный творческий проект, который проходит в театре второй раз, уже завоевал своего зрителя и приобрел постоянных поклонников.
Автор и создатель идеи — известный театральный деятель, критик, драматург, заместитель директора Екатеринбургского ТЮЗа Олег Лоевский. В 2006 году он решился на смелый эксперимент. Приглашенные режиссеры за 3 дня должны подготовить эскиз спектакля на заданную тему, продемонстрировать его на сцене зрителю, который решит – «Быть или не быть».
Эксперимент удался, вырос в самостоятельный проект, который на протяжении 15 лет успешно реализовывается по всей России. В основе формата мероприятия лежит поиск: новых людей, сюжетов и идей. Оригинальный открытый формат лаборатории позволяет экспериментировать, а постоянный диалог – актеров, критиков и зрителей — дает возможность найти нестандартные решения и дарит неожиданные находки.
Сжатые сроки для подготовки эскиза (3 – 5 дней вместо привычных 2 – 3 месяцев) стимулируют режиссера и труппу, заставляют мобилизоваться и демонстрировать скрытые резервы. Удается не всегда, но в этом как раз и смысл: отсеять банальное и разглядеть оригинальное.
Заключительная часть лаборатории — обсуждение, в ходе которого своими мнениями делятся приглашенные театральные критики, автор и создатель лаборатории, главный режиссер театра и актеры.
Важную роль играет зритель: он выражает свое мнение и голосует за понравившийся эскиз. По итогам обсуждения становится ясно: что можно реализовать и сделать полноценным спектаклем, а что не стоит брать в работу.
Нижегородский ТЮЗ с энтузиазмом поддержал этот формат, тем более, что главный режиссёр театра Алексей Логачёв знаком с ним не понаслышке и сам неоднократно принимал активное участие в подобных лабораториях.
Название свое лаборатория получила неслучайно. Все знают нашего знаменитого земляка-изобретателя Ивана Петровича Кулибина. Однако далеко не всем известно, что в карманных часах, которые он сконструировал и преподнес императрице Екатерине, был встроен миниатюрный механизм театра-автомата с подвижными фигурками. Сама же фамилия Ивана Петровича ассоциируется с творчеством, поиском, нестандартным взглядом на стандартные вещи – теми качествами, которые так присущи театру. Отсюда и родилось название проекта Нижегородского ТЮЗа, а эмблемой театральной лаборатории стали те самые кулибинские часы.
В прошлом году режиссерская лаборатория была посвящена современной драматургии. Приглашённые режиссёры Виктория Печерникова, Александр Плотников, Даниил Безносов представили свои эскизы по произведениям «Мама, мне оторвало руку» Марии Конторович, «Август‑6» Андрея Иванова и «У лис длинные носы» Ульриха Хуба.
Результат понравился организаторам и исполнителям, лаборатория полюбилась театру и зрителям, и в нынешнем году было решено повторить проект и в дальнейшем проводить на регулярной основе.
Каждая лаборатория – тематическая. Если в прошлый раз акцент был сделан на современной драматургии, то сейчас в главной роли – классика. Тема режиссерской лаборатории «Актуализация классики».
В программе – три классических произведения, рекомендованные к изучению в школьной программе, а также для внеклассных чтений. Режиссёр Иван Пачин, выпускник Театрального института им. Щукина и Высших курсов сценаристов и режиссеров, главный режиссёр тверского ТЮЗа, представит эскиз «Каштанка» по рассказу А.П.Чехова (12+). Екатерина Гороховская, режиссер, актриса, театральный критик и педагог, лауреат актёрской премии им. Владистлава Стржельчика, покажет эскиз «Пиковая дама» по повести А.С.Пушкина (12+), а Владимир Смирнов (Данай), выпускник Щепкинского училища и ГИТИСа, продемонстрирует эскиз «Доходное место» по пьесе А.Н.Островского (16+).
Репетировать режиссеры с актерами будут с 30 марта по 2 апреля, а 3 и 4 апреля мы сможем увидеть готовые эскизы: 3 апреля, в 18.00 — «Каштанка», 4 апреля, в 13.00 — «Пиковая дама», в 16.00 — «Доходное место».
В экспертную группу лаборатории входят главный режиссёр ТЮЗа Алексей Логачев, автор идеи и руководитель проекта, директор Всероссийского театрального фестиваля «Реальный театр», заместитель директора Екатеринбургского ТЮЗа, драматург, театральный критик Олег Лоевский (Екатеринбург), театральный критик, заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии им. Александра Свободина Татьяна Тихоновец (Пермь), театральный критик, кандидат искусствоведения, главный специалист Кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ Алексей Гончаренко (Москва).
Но самый главный эксперт и критик — это зритель.
12+