В России неуклонно растёт число должников, которые проходят через процедуру банкротства и таким образом избавляются от финансовых обязательств перед кредиторами. Нижегородцы только поддерживают общую статистику – за последние четыре года более 3000 жителей региона списали долги, заявив о своей неплатёжеспособности.
Мы попытались разобраться, кому на практике помогает закон о банкротстве и как работает его механизм.
Денежные отношения
Нижегородка Елизавета Глухова слухи о второй волне коронавируса и самоизоляции воспринимает болезненно. Распространение пандемии весной фактически уничтожило её бизнес: не вернувшись на госслужбу после рождения второго сына, Елизавета оформила статус индивидуального предпринимателя и ушла в сферу красоты.
Первые же несколько месяцев работы мастером по наращиванию ресниц показали колоссальный успех: в прошлом году нижегородка даже арендовала студию в родном микрорайоне Мещерское Озеро и начала проводить обучение молодых специалистов. Но с ростом заболеваемости в этом феврале клиентов у Елизаветы становилось меньше с каждой неделей.
Чтобы работать в соответствии с новыми ужесточёнными мерами, Глухова оборудовала салон камерами, но спрос на услуги это не повысило. К началу апреля на Елизавете числилось уже два кредита, один из которых она взяла на развитие бизнеса. Глуховой даже пришлось съехать с арендуемого салона, но платить по долгам всё равно было нечем.
К финансовому кризису добавился и семейный – от женщины ушёл супруг. Скромных алиментов хватало лишь на еду и оплату бытовых услуг, а между тем по телефонам представители банков сообщали, что уже передали дело в суд и готовятся отправить к Лизе коллекторов. Тогда одна из бывших клиенток и подсказала Глуховой идею банкротства. Под условия она подходила: имущества в собственности у Елизаветы не было, прописка вместе с детьми значилась в квартире у родителей.
– Объявления о фирмах, предлагающих помочь с банкротством, сейчас чуть ли не на каждом шагу висят, – рассказала Глухова. – Но в первый же компании с меня начали требовать почти 70 тысяч рублей за назначение мне финансового управляющего и всю процедуру. Наверное, если бы у меня была такая сумма, проблем с выплатами кредитов я бы не испытывала.
Тогда Лиза записалась к специалистам МФЦ и подала документы и заявление в одном из отделений. Дело Елизаветы, общий долг которой к тому моменту составлял около 400 тысяч рублей, попало под упрощённую процедуру, введённую с 1 сентября.
Долг платежом опасен
Согласно введённым в федеральный закон поправкам, должники с суммами от 50 до 500 тысяч рублей могут признать себя банкротами через любое отделение МФЦ. Но есть и определённые условия.
– Заявлению о банкротстве предшествует завершённое исполнительное производство, то есть заёмщик должен пройти через судебное разбирательство по иску банка или МФО, и судебные приставы должны вынести постановление о невозможности взыскания, – рассказал председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.
В таком случае достаточно подать соответствующее заявление, и через 6 месяцев после регистрации дела должник освобождается от денежных обязательств. За этот период банк вправе самостоятельно ещё раз проверить, действительно ли отсутствует имущество и накопления у банкрота и списать с него нечего.
Для тех же, у кого сумма долгов превышает полмиллиона рублей, действует прежняя схема. Сначала подаётся заявление в Арбитражный суд по месту жительства, где уже и принимают дальнейшие решения. Если у должника есть постоянный доход, то ему могут назначит рассрочку долгов. Но если ни источников средств, ни имущества у обратившегося нет, то его признают банкротом, списав все долги. После подачи заявления должнику больше не начисляются проценты, пени и штрафы, поэтому размер долга не растёт.
Пустили в расход
В период пандемии, которая привела к потере всех источников дохода у тысяч россиян, число банкротов начало стремительно увеличиваться. Власти уже назвали коронавирус тем самым «спусковым крючком», который подтолкнул людей к процедуре списания долгов из-за неуверенности в завтрашнем дне. Судя по статистике Федерального реестра банкротств, за 9 месяцев этого года количество подобных дел выросло на 64,9% и составило 77 тысяч случаев. Причём в этом числе больше именно должников-физических лиц, так как предприятия, испытывающие проблемы с финансами, получили расширенные права на кредитные каникулы.
В Нижегородской области также отмечается рост количества несостоятельных должников. Так, если ещё в 2017 году в суды поступало до 400 таких дел, то в прошлом году их количество утроилось. Даже за этот неполный год ведомства уже рассмотрели 800 дел банкротов.
– В перспективе количество банкротств будет увеличиваться за счёт должников, финансовое положение которых ухудшилось за время пандемии, – считают в Федеральном реестре. – В связи с этим и в начале 2021 года можно ожидать, что число новых банкротов будет удваиваться.
А значит, и намного больше нижегородцев смогут последовать примеру Елизаветы и воспользоваться возможностью законно избавиться от долгов, по которым им нечем платить.