Обаяние «Русского медведя»
Не прошло и месяца со дня первой премьеры нового сезона, аНижегородский театр драмы представил зрителям вторую – спектакль «Осеннеетанго» по пьесе Бориса Рацера «Русский медведь, или Танго в сентябре».Погружение в смыслы«Осеннее танго» драматург написал для эмигрировавшей в 1991году в США актрисы Елены Соловей. Режиссёр Сергей Кутасов пообещал поставитьпьесу, и вот обещание выполнено. В роли русского медведя – маляра Алекса –патриарх театра драмы, великолепный Георгий Демуров. Премьера – невыразимаярадость для всех поклонников народного артиста. Сам же спектакль даёт зрителямредкую сегодня возможность увидеть настоящий русский драматическийпсихологический театр. Неспешный, глубокий, вдумчивый. Полный смыслов иинтонационных оттенков. Быть может, не всегда понятный современному зрителю,привыкшему к клиповому мышлению и постоянной смене сюжета и декораций.Художник-постановщик спектакля Борис Лысиков точно передалатмосферу времени, показав зрителям полузабытые советские реалии. Вы ещёпомните, как надо складывать шапочку из газеты – неизменный атрибут всехремонтов? Множество вёдрышек, баночек, деревянный шпатель для потолка – иллюзияпогружения героя в малярные работы полная. Когда он, полускрытый декорацией,стоит на раскладной лесенке и шпатлюет хозяйкин потолок, каждое его движениеубедительно. Вот он спускается с лесенки, аккуратно вытирает тряпочкой руки иэнергично оттирает пятно шпатлёвки на полу.Мы представляем собой общество бездетных родителей при живыхдетях.Георгий Сергеевич в этой роли нетороплив и обстоятелен.Спокойствие и уверенность его героя покоряют зрителя, погружая в атмосферуперестроечных времён. Мгновенно опознаётся и ещё одна примета тех лет – мечтавсех советских меломанов – магнитофон «Романтик 306». Выпускавшийся в Горькомна заводе Петровского, он стал в 1980‑е годы одним из самых популярных в СССРкассетников. Не зря герой говорит о нём «мой друг». Когда-то он помогал в СССРему слушать «Голос Америки». А в Америке он – единственная возможность услышатьпесни молодости – про «пароход белый-беленький».Наедине с собойСюжет пьесы прост: богатая американка наняла маляромрусского эмигранта. И со скуки, беседуя с ним, обнаружила, что не только вАмерике, но и в России (да и во всех странах на свете) родители зачастуюостаются наедине с собой. И ждут хотя бы телефонного звонка, страстно мечтаяувидеть своих выросших детей, повозиться с внуками. Повороты сюжета раскрываютсудьбы героев, словно рикошетящие удары теннисного мячика на корте, в формателирической комедии, наполненной юмором, иронией и сентиментальностью. Рольхозяйки Элен Старк исполнила Тамара Кириллова. Она сделала свою героиню гордойи понимающей, резкой и мягкой одновременно. Истинной женщиной, в которойочаровательно сочетается несочетаемое. Её словесные дуэли с Алексом полныкокетства и искренности и затягивают зрителя в неторопливо разворачивающуюсяперед ним историю. А сцена её завуалированного «объяснения в любви» так и вовсеобразец нежности и трепетности, вызывающей у зрителей сентиментальные слёзы. Уних не возникает сомнений в том, что столь разные люди, как Элен и Алекс,способны понять и почувствовать друг друга.Спектакль обо всехОригинальна и другая пара героев. Великолепен АнатолийФирстов в роли судьи. Его переходы от чопорного недотроги до страстногособлазнителя очень забавны и вызывают хохот в зале. Зрители с интересом ждут,чем же закончатся похождения хитроумного юриста. Совершенно неузнаваема в ролиего подруги Сильвии Юлия Муранова. Её взбалмошная порывистая героиня –своеобразный двигатель сюжета и источник милых нелепиц.В итоге спектакль получился обо всех нас. О понимании,семье, любви, преданности, всепрощении. И каждый, кто его посмотрит, непременнозадумается о том, не слишком ли строг он с родителями, всегда ли готов ихпонять и выслушать, дать возможность почувствовать себя нужными и любимыми. Иесли вскоре после выхода из зала хоть кто-то, бросив все дела, отправитсянавестить родителей, если малышня устроит весёлый переполох в давно опустевшемсемейном гнезде, значит театр свою задачу выполнил – сделал мир чуточкусправедливее.