Одержимые скоростью, окрылённые яхтами

Зима, холода, но всегда манит вода… Нижегородцы, бесконечно влюблённые в парусный спорт, уже начали подготовку к 40-й по счёту регате, носящей имя выдающегося конструктора судов на подводных крыльях и экранопланов Р. Е. Алексеева. Об этом и о спортивном прошлом самого Ростислава Евгеньевича – в нашем сегодняшнем материале.

КУБОК ПЛЮС ДВА ЧЕМПИОНАТА

Юбилейная регата, которая состоится 3 – 10 августа 2019 года, должна стать очень большим событием, поэтому уже сейчас ей уделяют самое серьёзное внимание. 22 ноября в Государственном центре современного искусства «Арсенал» прошло собрание актива нижегородского парусного спорта, на которое был приглашён и журналист нашего издания. Было интересно познакомиться, например, с Василием Пахомовым, которого можно назвать летописцем местных гонок на яхтах. Четыре года назад увидел свет объёмный труд «Нижегородские паруса», где рассказывается о 80-летней истории романтичного вида спорта в нашем крае. Авторы-составители книги – как раз таки Пахомов, Татьяна Алексеева и Леонид Постнов. Татьяна Ростиславовна по-настоящему бережно хранит память о великом отце-кораблестроителе. На собрании она поблагодарила устроителей соревнований, ежегодно проходящих на базе городецкого яхт-клуба «Белая речка».

Председателем оргкомитета ныне является Алексей Кириллов, напомнивший, что в 39-й регате участвовали 37 команд. Очевидно, через восемь месяцев количество экипажей увеличится, ведь Кубку Р. Е. Алексеева будут сопутствовать сразу два чемпионата страны – в классах Open800 и «Четвертьтонник». Уже объявлен конкурс на лучший дизайн медалей для победителей и призёров в каждом виде программы. Организационную помощь пообещал глава администрации Городецкого муниципального района Владимир Беспалов, в тот вечер тоже находившийся в «Арсенале».

Состязания, посвящённые памяти Ростислава Алексеева, также затрагивают Сокольский и Чкаловский районы. В городе, названном в честь великого лётчика, есть «Музей скоростей» – часть комплекса «Русские крылья», – где достойное место отводится главному конструктору судов на подводных крыльях. По словам руководителя комплекса Лидии Лукиной, участники и гости 40-й регаты смогут ознакомиться с экспозицией «Окрылённые люди», имеющей прямое отношение к парусному спорту.

МОРСКОЙ ВОЛК ЗАРЕЦКИЙ

Об истории Кубка Алексеева говорится в представленном на собрании документальном фильме. Автором и продюсером выступил всё тот же Василий Викторович Пахомов, сам в прошлом яхтсмен.

Оказывается, инициатива проведения соревнований принадлежала Горьковскому политехническому институту имени А. А. Жданова – Ростислав Евгеньевич был его выпускником. Ректором вуза в ту пору работал Юрий Сергеевич Лёзин, как первый организатор упоминается трудившийся в политехе профессор Владимир Антонович Иванов, который стоял во главе областной федерации парусного спорта. Первые гонки состоялись ещё при жизни выдающегося кораблестроителя – в 1979 году: он был главным судьёй соревнований. ГПИ предоставил базу спортивно-оздоровительного лагеря «Ждановец», расположенного на берегу Горьковского водохранилища.

Кстати, нынешний технический университет имени Р. Е. Алексеева тоже поддерживает регату. И там даже есть яхтенная школа «Парус». Её директор Сергей Хрунков сообщил, что в августовских соревнованиях примет участие студенческая команда НГТУ.

Однако вернёмся к фильму. Тепло отзываются о регате известные яхтсмены: Андрей Никандров (Санкт-Петербург), Артём Сарксян (Москва), Юрий Лужбин (Нижний Новгород). И даже человек с мировым именем – ярославец Игорь Зарецкий. 1 июля 2018 года он стартовал в кругосветной гонке яхтсменов-одиночек «Золотой глобус» – Golden Globe Race. Шкиперы состязаются в «людоедских» условиях, то есть на лодках старой постройки, без современных средств связи и навигации, а также ещё с целым рядом ограничений, предусмотренных правилами GGR. В 2010 году Зарецкий, которому тогда было 59 лет, стал первым россиянином, победившим в трансатлантической одиночной парусной регате Jester Challenge: 3200 миль он прошёл за 33 дня… Так вот, ценный опыт парусных гонок Игорь Вольдемарович получал и в Кубке Ростислава Алексеева. На юбилейные соревнования он хочет к нам приехать – так сказал Василий Пахомов автору этих строк.

КАПИТАН ТЕРЕЩЕНКО

Василий Викторович познакомил меня со старейшиной Алексеевской регаты. Юрий Терещенко, по его признанию, пропустил свои любимые соревнования один-единственный раз, а побеждал примерно в 70 процентах случаев. Первый успех пришёл в год дебюта – в августе далёкого 1979-го. Будучи капитаном яхты «Силуэт», заволжанин выиграл Кубок и минувшим летом, в классе «Картер 30». На «Силуэте» он выступает уже больше 30 лет, а с парусными гонками связан больше пяти с половиной десятилетий. Сам строил яхты, в частности с земляком Анатолием Анненковым – они долго преодолевали трудности в одном экипаже. Трудностей же за столько лет было море: пробивался борт, рвались паруса… Но Юрий Алексеевич не привык сетовать на внешние обстоятельства. В любом случае очень многое зависит от того, кто руководит командой. «Выигрывает экипаж, а проигрывает капитан», – считает бывший моторостроитель.

Как тренер Терещенко воспитал не одно поколение спортсменов. Работал в яхт-клубе «Белая речка», причём с 1998-го по 2010-й год возглавлял его на посту директора. В непростое время этот парусный «полигон» удалось удержать на плаву, а сейчас он в надёжных руках Антона Волкова. Юрий Алексеевич называет «Белую речку» лучшим яхт-клубом Нижегородской области – недаром же участникам и гостям Кубка Алексеева так здесь нравится.
Старейшине регаты 71 год, но заканчивать «гоняться» он не намерен. Ведь в парусный спорт влюбляешься на всю жизнь! Увлечены им и жена Наталья, и 12-летняя дочка Настя. Паруса вообще часто становятся одним из объединяющих начал в семьях. Не случайно же к яхтингу приобщились внуки и правнуки Ростислава Алексеева.

Познакомиться с ним Юрию Терещенко не довелось. Зато посчастливилось пообщаться другому ветерану – чемпиону РСФСР Дмитрию Кирилловых. «Будучи мальчишкой, я выкачивал воду из его лодки, пару раз прокатился с ним», – вспоминал Дмитрий Николаевич 10 лет назад, когда мы готовили материал к его 70-летию. Рассказал он и о жене Ларисе, до замужества носившей фамилию Синичкина, и о Юрии Чабане: оба – чемпионы Советского Союза… В общем, нижегородский парусный спорт имеет замечательные традиции.

УНИВЕРСАЛ АЛЕКСЕЕВ

Среди зачинателей этих традиций – сам Ростислав Евгеньевич. Ещё перед встречей в «Арсенале» я нашёл на сайте Barque.ru публикацию, которая подробно рассказывает о его спортивном прошлом. Статья взята из советского журнала «Катера и яхты» (1984 год). Процитирую некоторые её фрагменты.
«Когда 60-летнего Ростислава Евгеньевича попросили перечислить любимые виды спорта, пальцев на руках не хватило. Он серьёзно увлекался не только парусом, но и греблей (брал призы), горными лыжами (имел разряд), мотогонками и альпинизмом. Великолепно плавал. Уже возглавляя большой коллектив, выступал в легкоатлетических соревнованиях. Стоял на водных лыжах, нырял с аквалангом, прыгал с парашютом. Водил не только любые автомобили, но и самолёты, и вертолёт. Не будучи волжским капитаном, имел, однако, редкий диплом судоводителя-профессионала, разрешающий вставать за штурвал скоростных судов всех типов.

Скоростью был одержим! И совсем не случайно борьба за скорость стала не только спортивным увлечением, но и главным делом его жизни. А яхты и паруса были первой любовью, пронесённой через всю эту яркую жизнь».

ГЛАЗАМИ КОНСТРУКТОРА

«В июле 1938 г., участвуя во II Поволжской парусной регате (на Оке, в районе Дзержинск – Горький), рулевой Р. Алексеев и матрос В. Григорьев выигрывают 50-мильную гонку, проходившую при 6–7-балльном ветре. Выступали они тогда на швертботе «Стриж» (построенном не по алексеевскому проекту). Главный судья регаты Валерий Чкалов вручил Алексееву диплом победителя и приз – фотоаппарат «ФЭД». На всю жизнь запомнилось молодому яхтсмену крепкое рукопожатие легендарного сокола.

В следующем году окрылённый успехом Алексеев выигрывает III Поволжскую регату, проходившую в тогдашнем главном центре парусного спорта на Волге – Куйбышеве. На этот раз он выступал в своём коронном классе Р-30 и на яхте, построенной по своему проекту, – на только что спущенной на воду «Родине». По признанию главного соперника – виднейшего куйбышевского яхтсмена и конструктора Н. А. Мясникова, «выступал вне всякой конкуренции». В 1940 г. на той же «Родине» и с теми же матросами – А. Поповым и К. Цыбиным – так же уверенно была выиграна IV Поволжская регата (забегая вперёд, скажем, что и на V регате, состоявшейся в 1944 г., Алексеев на «Родине» занял 1-е место)».
«Стоит, пожалуй, подчеркнуть, что и в пылу гонки он смотрел на яхты глазами конструктора. Горьковский журналист Э. Кессарийский приводит любопытный рассказ одного из яхтсменов. После долгого перерыва в выступлениях Ростислав Евгеньевич принял участие в очередной гонке и… проиграл её своему главному инженеру и давнему другу Николаю Зайцеву. Озабоченный, стал анализировать возможные причины поражения и пришёл к неожиданному, на первый взгляд, решению – чуть изменить обводы корпуса. Вытащил яхту на плотик, поставил носом и кормой на подкладки так, чтобы корпус за ночь прогнулся. В следующей гонке он обошёл соперника: яхта пошла!»

Знавшие Алексеева люди называли его Главным, Доктором, Адмиралом. Надёжным товарищем. Спортсменом с большой буквы и с добрым сердцем. Но об этом мы расскажем позже, потому что к теме регаты ещё обязательно вернёмся. Ведь она обещает стать одним из самых ярких событий грядущего спортивного года в Нижегородской области.

Добавить сайт в мои источники